Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Константиновой Ю.П. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Постниковой К.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-395/2022 по административному исковому заявлению Гришанкова Евгения Владимировича, Кодяковой Нины Ивановны, Щемелинина Александра Владимировича, Украинцева Леонида Валентиновича, Корзанова Алексея Викторовича о признании недействующим в части решения Почепского районного Совета народных депутатов от 4 июня 2021 года N157 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области"
по апелляционной жалобе Кодяковой Нины Ивановны, Щемелинина Александра Владимировича на решение Брянского областного суда от 7 июня 2022 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Селиверстовой И.В, объяснения представителя административных истцов Гурзо В.В, административных истцов Кодяковой Н.И, Украинцева Л.В, представителя заинтересованного лица - главы Семенецкого сельского поселения Почепского района Брянской области Щемелининой О.С, поддержавших доводы апелляционной жалобы; представителя административного ответчика Сергеева М.Р, представителей заинтересованных лиц: администрации Почепского района Брянской области Каплуна С.И, ООО "Брянская мясная компания" Бобровской Е.С, ООО "Мироторг-Курск" Свиридова П.А, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего решения суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
4 июня 2021 года Почепским районным Советом народных депутатов принято решение N 157 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области" (далее также - Решение N 157, Генеральный план, Правила землепользования и застройки).
Гришанков Е.В. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия решения Почепского районного Совета народных депутатов от 4 июня 2021 года N 157 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области"; признании недействующими положения Генерального плана, а также Правил землепользования и застройки в части изменения территориальных зон земельных участков с зон сельскохозяйственных угодий на производственную зону сельскохозяйственных предприятий.
Определением Брянского областного суда от 11 февраля 2022 года Кодякова Н.И, Щемелинин А.В, Украинцев Л.В. и Корзанов А.В. признаны административными соистцами.
В ходе судебного разбирательства дела Гришанков Е.В, Кодякова Н.И, Щемелинин А.В, Украинцев Л.В. и Корзанов А.В. уточнили заявленные административные исковые требования и просят суд признать недействующим с момента принятия решение Почепского районного Совета народных депутатов от 4 июня 2021 года N 157 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области" в части установления в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области функциональной зоны Сх2 "производственная зона сельскохозяйственных предприятий" и территориальной зоны ТС-2 "зона размещения сельскохозяйственных предприятий" вместо функциональной зоны Сх1 "зона сельскохозяйственных угодий" и территориальной зоны ТС-1 "зона сельскохозяйственных угодий" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: N площадью 322 998 кв. м, N площадью 64 922 кв. м, N площадью 287 530 кв. м, N площадью 40 000 кв. м, принадлежащих ООО "Мираторг-Курск", N площадью 4 446 119, 91 кв. м, принадлежащего ООО "Брянская мясная компания", расположенных по адресу: "адрес", входящих в состав земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения.
Решением Брянского областного суда от 7 июня 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы Кодякова Н.И. и Щемелинин А.В. просят отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела и неправильное применение судом норм материального права.
Податели жалобы полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, поскольку не соблюдена процедура принятия решения Почепского районного Совета народных депутатов от
4 июня 2021 года N 157, а также ввиду его несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, при принятии названного решения были нарушены положения статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, вследствие чего они не могут быть изменены.
Указывают на то, что протокол заседания постоянной комиссии Почепского районного Совета народных депутатов шестого созыва по аграрным вопросам, природопользованию и экологии от 31 мая 2021 года является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку свидетель Бондаревич Е.П, являющийся секретарем комиссии, при первоначальном допросе пояснил, что на заседании комиссии по рассмотрению проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки не присутствовал, а при повторном допросе не смог пояснить, кто присутствовал на заседании комиссии, и где оно проходило. Глава Почепского района Чеботкевич С.Ф. в ходе судебного разбирательства дела также пояснил, что комиссии по рассмотрению проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки не проводились.
На голосование Почепского районного Совета народных депутатов председательствующий Чеботкевич С.Ф. вынес вопрос об изменении зоны сельскохозяйственных угодий на производственную зону сельскохозяйственных предприятий, а не вопрос об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Считают, что на заседании районного Совета от 4 июня 2021 года было принято решение об утверждении проекта решения, а не решение об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле прокурором представлены письменные возражения о их несостоятельности и законности судебного акта.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Отношения, связанные с территориальным планированием территории, регламентируются положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3); генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования, является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (пункт 1 части 1 статьи 8, часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24), который, в свою очередь, должен содержать в себе карту функциональных зон с указанием их границ и описания (пункт 5 статьи 1, пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 23); правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1), составной частью которых является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30); границы территориальных зон определяются, в том числе, с учетом границ функциональных зон, установленных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, 4 июня 2021 года Почепским районным Советом народных депутатов принято решение N 157 "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области".
Согласно положениям утвержденных Генерального плана и Правил землепользования и застройки земельные участки с кадастровыми номерами N, принадлежащие ООО"Мираторг-Курск", и земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий ООО "Брянская мясная компания", отнесены к функциональной зоне Сх2 "производственная зона сельскохозяйственных предприятий" и территориальной зоне ТС-2 "зона размещения сельскохозяйственных предприятий".
Из выкопировок из генерального плана Валуецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области, утвержденного решением Валуецкого сельского Совета народных депутатов от 27мая 2014 года N10 (в редакции решения Почепского районного Совета народных депутатов от 14 декабря 2018 года N 395), и генерального плана Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области, утвержденного решением Семецкого сельского Совета народных депутатов от 23 июня 2014 года N 9 (в редакции решения Почепского районного Совета народных депутатов от 27 ноября 2018 года N 379), а также сообщения заместителя начальника отдела имущественных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Почепского района от 6 июня 2022года N 103 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N (из которого в настоящее время выделены в том числе земельные участки с кадастровыми номерами N (из которого в настоящее время выделен в том числе земельный участок с кадастровым номером N) до утверждения оспариваемого Решения N 157 находились в границах функциональной зоны сельскохозяйственного назначения (С1-зона сельскохозяйственных угодий).
Согласно выписке из правил землепользования и застройки Валуецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области, утвержденных решением Валуецкого сельского Совета народных депутатов от 27мая 2014 года N 10 (в редакции решения Почепского районного Совета народных депутатов от 30 марта 2017 года N 242/4), до утверждения оспариваемого Решения N157 земельный участок с кадастровым номером N относился к территориальной зоне ТС-2 "зона размещения сельскохозяйственных предприятий".
Согласно выписке из правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области, утвержденных решением Семецкого сельского Совета народных депутатов от 23июня 2014 года N 9 (в редакции решения Почепского районного Совета народных депутатов от 25 декабря 2018 года N 408), земельные участки с кадастровыми номерами N и N до утверждения оспариваемого Решения N 157 относились к территориальной зоне "сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения".
По сообщению главы администрации Почепского муниципального района Брянской области от 6 июня 2022 года определить функциональную и территориальную зоны земельного участка с кадастровым номером N, из которого в дальнейшем был выделен земельный участок с кадастровым номером N, не представляется возможным.
Проверяя полномочия Почепского районного Совета народных депутатов по принятию оспариваемого нормативного правового акта на соответствие закону, порядок подготовки и принятия, их публикацию, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обусловливать высокий уровень стабильности данного документа. Утверждение документов территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.
Процедура утверждения генерального плана регламентирована статьями 9, 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в том числе: принятие главой местной администрации решения о подготовке соответствующего проекта (часть 2 статьи 24), разработку проекта с учетом установленных законом требований (статья 9, часть 3 статьи 24), обсуждение проекта на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24), согласование проекта в соответствии с требованиями положений статьи 25 кодекса, в случае необходимости (часть 8 статьи 24), утверждение проекта представительным органом местного самоуправления (часть 13 статьи 24).
При этом согласно части 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 названного кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.
В силу статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи (часть 3); срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8); глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение: о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования; об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку (часть 9).
Согласно частям 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации в представительный орган местного самоуправления.
Представительный орган местного самоуправления с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
В свою очередь градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки определен положениями статей 31 - 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации и предусматривает: принятие главой местной администрации решения о подготовке соответствующего проекта (часть 5 статьи 31), обсуждение проекта на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 и с частями 13 и 14 статьи 31 данного кодекса (часть 12 статьи 31), утверждение проекта представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 32).
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (часть 6); глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7); орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (часть 9); по результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10); глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11); продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13); после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации, который в
свою очередь в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (части 15, 16).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), статьям 24 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями не закреплены другие вопросы. Генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с Федеральным законом от 6октября 2003 года N 131-ФЗ в систему нормативных правовых актов органов местного самоуправления входят акты представительного органа. При этом представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (части 1, 3 статьи 43); по вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7); муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7).
Вопреки доводам административных истцов, положениями Закона Брянской области от 5 декабря 2014 года N 80-З "О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области" вопрос утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения не отнесен к вопросам местного значения сельского поселения.
Законом Брянской области от 4 июня 2019 года N 54-З "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Почепского муниципального района Брянской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Брянской области" Семецкое сельское поселение и Валуецкое сельское поселение объединены с созданием в результате их объединения вновь образованного муниципального образования - Семецкого сельского поселения, входящего в состав Почепского муниципального района Брянской области.
Согласно Уставу Почепского муниципального района Брянской области, утвержденному постановлением Почепского районного Совета народных депутатов от 17 июня 2005 года N 40 (в редакции от
3 августа 2020 года) (далее - Устав), Почепский муниципальный район Брянской области является муниципальным образованием, состоящим из 2 городских и 14 сельских поселений, в состав территории которого входит, в том числе, Семецкое сельское поселение (стати 1, 3); представительным органом Почепского муниципального района Брянской области является Почепский районный Совет народных депутатов (пункт 1 статьи 19); систему муниципальных правовых актов Почепского района образуют: Устав Почепского района, правовые акта, принимаемые на местном референдуме; решения Почепского районного Совета народных депутатов; правовые акты главы Почепского района; правовые акты администрации Почепского района; правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом (части 1 статьи 7); муниципальные правовые акты Почепского района публикуются в газете "Почепское слово" и (или) в "Информационном бюллетене Почепского района", являющихся официальными источниками их опубликования, а также на официальном сайте администрации Почепского района в сети Интернет (www.admpochep.ru). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Почепское слово" и (или) в "Информационном бюллетене Почепского района" (пункт 7 статьи 7).
В соответствии со статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1); заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах (часть 23).
Статьей 15 Устава закреплено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Почепского района Почепским районным Советом народных депутатов, главой Почепского района могут проводиться публичные слушания (пункт 1), которые проводятся по инициативе населения, Почепского районного Совета народных депутатов, главы Почепского района или главы администрации Почепского района (пункт 2); по проектам генеральных планов, правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется решением Совета народных депутатов с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности (пункт 5).
Решением Почепского районного Совета народных депутатов от
28 февраля 2020года N 66 утверждено Положение о проведении публичных слушаний в Почепском муниципальном районе Брянской области (далее - Положение о проведении публичных слушаний, Положение), в силу которых предложение о проведении публичных слушаний по инициативе главы администрации Почепского района направляется главе Почепского района (пункт 2.4), решение о назначении публичных слушаний принимается не позднее чем за 14 рабочих дней до планируемой даты проведения публичных слушаний и должно содержать указание места, даты, времени начала и окончания публичных слушаний, проекты муниципальных правовых актов, вынесенных на обсуждение на публичные слушания, а также информацию об инициаторах и ответственных организаторах публичных слушаний. Решение о назначении публичных слушаний, а также проекты муниципальных правовых актов, вынесенных на обсуждение подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 7 рабочих дней до даты их проведения (пункт 3.1), Почепский районный Совет народных депутатов обязан назначить публичные слушания по проектам муниципальных правовых актов, проведение публичных слушаний по которым является обязательным в соответствии с федеральными законодательными актами и Уставом Почепского муниципального района (пункт 3.2), протокол, подготовленный по результатам публичных слушаний и итоговые документы, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральным законом соответствующие полномочия, публикуется (обнародуется) и размещается в сети "Интернет" в течение 10 дней, со дня проведения публичных слушаний (пункт 5.8).
Судом первой инстанции было установлено и подтверждается материалами административного дела, что 21 июля 2020 года главой администрации Почепского района Брянской области принято постановление N 1271 "О подготовке проектов генерального плана и правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского района Брянской области в новой редакции", которым постановлено:
1) подготовить проект генерального плана Семецкого сельского поселения Почепского района Брянской области в новой редакции, предусматривающий в том числе: изменение части функциональной зоны - зоны сельскохозяйственных угодий ТС-1 на функциональную зону - производственную зону сельскохозяйственных предприятий Сх2 для земельного участка с кадастровым номером N площадью 4446120 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: "адрес" (на основании обращения ООО"Брянская мясная компания");
2) подготовить проект правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского района Брянской области в новой редакции.
12 февраля 2021 года и.о. главы администрации Почепского района Брянской области вынесено постановление N140 "О подготовке проектов генерального плана и правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области в новой редакции", которым постановлено:
1) подготовить проект генерального плана Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области в новой редакции, предусматривающий в том числе: изменение функциональной зоны Сх1 (зоны сельскохозяйственных угодий) в составе земель сельскохозяйственного назначения на функциональную зону Сх2 (производственную зону сельскохозяйственный предприятий) для земельных участков с кадастровыми номерами: N площадью 322998, 0 кв. м, N площадью 64922, 0кв. м, адрес (местоположение) объекта: Брянская область, Почепский район (в соответствии с обращением ООО"Мираторг-Курск"), в связи с планируемым строительством объекта капитального строительства "Этап 1. Комплекс зданий и сооружений по искусственному осеменению, воспроизводству и откорму свиней, свиноводческого комплекса N 12 близ н.п. Семцы Почепского района Брянской области"; изменение функциональной зоны Сх1 (зоны сельскохозяйственных угодий) в составе земель сельскохозяйственного назначения на функциональную зону Сх2 (производственную зону сельскохозяйственных предприятий) для земельных участков с кадастровыми номерами N площадью 287530, 0 кв. м, N площадью 40000, 0кв. м, адрес (местонахождение) объекта: "адрес" (в соответствии с обращением ООО"Мираторг-Курск"), в связи с планируемым строительством объекта капитального строительства "Этап 2. Комплекс зданий и сооружений по искусственному осеменению, воспроизводству и откорму свиней, свиноводческого комплекса N 12 близ н.п. Семцы Почепского района Брянской области";
2) подготовить проект правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области в новой редакции.
Постановление главы администрации Почепского района Брянской области от 21июля 2020 года N 1271 опубликовано на официальном сайте администрации Почепского района в сети Интернет (www.admpochep.ru)
25 сентября 2020 года, а постановление и.о. главы администрации Почепского района Брянской области от 12 февраля 2021 года N140 - на официальном сайте администрации Почепского района в сети Интернет (www.admpochep.ru) 22 февраля 2021 года.
Проекты Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского района Брянской области размещены на официальном сайте администрации Почепского района в сети Интернет (www.admpochep.ru) 22 февраля 2021 года и в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования 17февраля 2021 года.
Постановлением и.о. главы администрации Почепского района Брянской области от 19 февраля 2021 года N 189 в целях установления графического и текстового описания местоположения границ поселений Почепского муниципального района, населенных пунктов, определения назначения территорий поселений исходя из социальных, экономических, экологических и иных факторов, для обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, рационального и эффективного использования земельных участков создана комиссия по землепользованию и застройке поселений Почепского муниципального района Брянской области.
26 марта 2021 года Почепским районным Советом народных депутатов в соответствии с требованиями пункта 3.2 Положения о проведении публичных слушаний принято решение N 144 "О проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана и проекту Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области", которым определено провести публичные слушания по вышеуказанным проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки, установлены сроки их проведения с 16апреля 2021 года по 21 мая 2021 года, утвержден график.
Данное постановление, а также оповещение о проведении публичных слушаний по проекту Генерального плана и проекту Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области опубликованы в газете "Почепское слово", 6апреля 2021 года, N 26 (2677).
В названном оповещении содержались сведения о назначении публичных слушаний в период с 16 апреля 2021 года по 21 мая 2021 года с указанием даты, времени и места проведения собрания участников, сроков работы и места размещения экспозиции, месте размещения информационных материалов по проектам Генерального плана и Правилам землепользования и застройки.
Согласно указанному в оповещении о проведении публичных слушаний графику проведены собрания участников публичных слушаний, по итогам которых 21 мая 2021года подготовлен и оформлен протокол публичных слушаний по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области, а также заключение о результатах публичных слушаний по вышеуказанным проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
При этом судом отражено в обжалуемом решении, что в ходе публичных слушаний:
- от 319 граждан поступили предложения об исключении из проекта Генерального плана Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области двух производственных зон сельхозпредприятий Сх2, расположенных западнее села Семцы, предназначенных для размещения объектов животноводства и в частности свиноводства (внесенных в проект генерального плана по инициативе ООО "Мираторг-Курск");
- от 17 граждан поступили предложения о согласовании проекта Генерального плана и проекта Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поседения при условии обеспечения предполагаемых к строительству объектов свиноводства ООО "Мираторг-Курск", в проектируемых функциональных зонах Сх2: станциями сепарации и устройством крытых лагун, созданием защитных лесополос по периметру лагун, внутрипочвенное внесение продуктов жизнедеятельности животных;
- от 47 граждан поступили предложения о корректировке границ зоны сельхозпредприятий Сх2 на земельном участке с кадастровым номером N, расположенной северо-западнее с. Валуец в проекте Генерального плана Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области, сократив ее площадь до размеров территории, занятой под объектами капитального строительства фермы КРС "Валуец" ООО "Брянская мясная компания", оставшуюся часть земельного участка отнести к зоне иных сельскохозяйственных угодий Сх1.
По результатам публичных слушаний членами комиссии принято решение рекомендовать направить проект Генерального плана и проект Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области вместе с итоговыми документами публичных слушаний в Почепский районный Совет народных депутатов для рассмотрения.
Названное заключение о результатах публичных слушаний от 21 мая 2021года в тот же день размещено на официальном сайте администрации Почепского района в сети Интернет (www.admpochep.ru) и опубликовано в газете "Почепское слово", 1июня 2021 года, N 42 (2693).
Информация о результатах публичных слушаний также была направлена Главному федеральному инспектору по Брянской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО.
21 мая 2021 года комиссия по организации и проведению публичных слушаний по рассмотрению проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки (Комиссия по землепользования и застройке поселений Почепского муниципального района Брянской области) направила главе администрации Почепского района заключение о результатах публичных слушаний для принятия им решения в соответствии с положениями части 9 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
После получения заключения о результатах публичных слушаний глава администрации Почепского района направил проект Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района с пояснительной запиской главе Почепского района для вынесения на рассмотрение сессии Совета народных депутатов Почепского района.
Порядок деятельности, основные правила и процедура работы Почепского районного Совета народных депутатов установлены Регламентом Почепского районного Совета народных депутатов шестого созыва, утвержденного решением районного Совета народных депутатов N 1 от
1 октября 2019 года (далее - Регламент), согласно которому предварительно (письменно или устно) глава Почепского района обязан известить депутатов о дате, времени и повестке дня очередного заседания районного Совета и представить депутатам районного Совета проекты правовых актов по их просьбе, другие документы, рабочие материалы к заседанию не позднее чем за три дня до дня заседания районного Совета (пункт 6.1); вопросы подготовки и проведения очередного заседания районного Совета, а также предлагаемые проекты правовых актов предварительно рассматриваются на заседании постоянных комиссий. Президиум обсуждает проекты повесток дня заседаний районного Совета, а также редакции проектов правовых актов, предлагаемых для рассмотрения на заседании районного Совета, при наличии соответствующих заключений, а также рекомендаций соответствующих комиссий, предварительно рассмотревших проекты правовых актов (пункт 6.5); на каждом заседании районного Совета ведется протокол и звуковая аудиозапись (пункт 12.1); по вопросам своей компетенции районный Совет принимает правовые акты в форме решений. Нормативные акты принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Проекты правовых актов могут вносится на рассмотрение районного Совета в том числе постоянными комиссиями районного Совета. К проекту необходимо прилагать пояснительную записку с правовым, экономическим обоснованием и обоснованием целесообразности принятия правового акта, а также документы, необходимые для рассмотрения проекта. Текст проекта правового акта в обязательном порядке согласовывается соответствующими службами и должностными лицами. Согласованный проект правового акта направляется в районный Совет не позднее чем за две недели до заседания районного Совета.
Глава района или заместитель председателя районного Совета направляет поступившие проекты правовых актов для рассмотрения в соответствующую постоянную комиссию районного Совета, Президиум и для подготовки заключения в Контрольно - счетную палату Почепского района, в случае если проект правового акта связан с вопросами финансов, налогов, исполнением бюджета Почепского района, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета района, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом (в том числе землей, ценными бумагами, акциями и другим) (статья 17); глава Почепского района обязан подписать принятый районным Советом правовой акт в течение 3 дней с момента его принятия и опубликовать (обнародовать) его не позднее 10 дней со дня подписания. Нормативные правовые акты районного Совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (пункт 19.4).
Из материалов дела следует, что 31 мая 2021 года на заседании постоянной комиссии Почепского районного Совета народных депутатов по аграрным вопросам, природопользованию и экологии принято решение об одобрении и направлении на рассмотрение на очередном заседании Почепского районного Совета народных депутатов проекта решения "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области".
4 июня 2021 года состоялось двадцать первое заседание Почепского районного Совета народных депутатов шестого созыва, вторым вопросом повестки дня которого стоял вопрос об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области.
4 июня 2021 года Почепским районным Советом народных депутатов на двадцать первом заседании шестого созыва (присутствовало 18 депутатов из 20 избранных) в рамках наделенных полномочий и с соблюдением установленных законом требований и положений Регламента работы Почепского районного Совета народных депутатов принято решение об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области (18 депутатов проголосовало "за" принятие решения), которое было подписано главой района с присвоением номера N 157.
Решение N 157 опубликовано в газете "Почепское слово", N 44 (2695), 8 июня 2021года.
Оспариваемое Решение N 157, а также утвержденные им Генеральный план и Правила землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области размещены на официальном сайте администрации Почепского района в сети Интернет (www.admpochep.ru) 8 июня 2021года, а также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования 23июня 2021 года и 24 июня 2021 года.
Действительно, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Доводы административных истцов о нарушениях, допущенных при проведении процедуры подготовки и утверждения оспариваемых нормативных правовых актов, повторяющиеся в апелляционной жалобе, были предметом проверки судом первой инстанции и обоснованно отклонены исходя из следующего.
Как указано ранее, в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003года N 131-ФЗ, Градостроительного кодекса Российской Федерации и Устава Почепского муниципального района Брянской области вопросы подготовки и утверждения проектов генерального плана и правил землепользования и застройки, которые включают проведение публичных слушаний, относятся к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Следовательно, публичные слушания по обсуждению проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района правомерно проведены органами местного самоуправления Почепского муниципального района на основании Положения о проведении публичных слушаний в Почепском районе Брянской области, в связи с чем довод административных истцов о необходимости проведения публичных слушаний органами местного самоуправления Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области в соответствии с требованиями Устава и Положения о проведении публичных слушаний Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области верно признан судом первой инстанции несостоятельным.
В силу Регламента Президиум обсуждает проекты повесток дня заседаний районного Совета, а также редакции проектов правовых актов, предлагаемых для рассмотрения на заседании районного Совета, при наличии соответствующих заключений, а также рекомендаций соответствующих комиссий, предварительно рассмотревших проекты правовых актов (пункт 6.5); проекты нормативных правовых актов в течение 3-х дней их рассмотрения на заседании Президиума районного Совета направляются в прокуратуру Почепского района для проведения антикоррупционной экспертизы и получения заключения о соответствии действующему законодательству (пункт 17.3).
Суд также верно указал, что, поскольку заключений и рекомендаций комиссии, предварительно рассмотревшей проекты Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области, о необходимости обсуждения повестки дня заседания районного Совета, а также проектов правовых актов не имелось, направление повестки дня и проектов правовых актов для рассмотрения на заседании Президиума, а, следовательно, и направление в прокуратуру Почепского района не требовалось.
Из протокола двадцать первого заседания Почепского районного Совета народных депутатов шестого созыва N 21 от 4 июня 2021 года следует, что председателем районного Совета при голосовании депутатов был поставлен вопрос о переводе сельскохозяйственных земель в производственные.
Согласно сообщению главы Почепского района Брянской области от
2 июня 2022года аудиозапись хода двадцать первого заседания Почепского районного Совета народных депутатов по технических причинам не производилась.
Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей депутаты Почепского районного Совета народных депутатов Кравченко В.А, Витовцов А.С, БондаревичЕ.П, а также депутат Брянской областной Думы Павлов К.Л, присутствовавшие на заседании районного Совета, пояснили, что в повестке дня заседания районного Совета 4июня 2021 года вторым пунктом стоял вопрос об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области, однако, при голосовании председателем был озвучен вопрос о переводе земель из сельскохозяйственных в производственные.
Данные обстоятельства также подтверждаются просмотренной в ходе судебного разбирательства дела судом первой инстанции видеозаписью хода двадцать первого заседания Почепского районного Совета народных депутатов шестого созыва 4 июня 2021года, произведенной депутатом Брянской областной Думы Павловым К.Л. на мобильный телефон модели Galaxy A71, номер модели SM-A715F/DS, которую суд принял в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу, поскольку были представлены сведения когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи, а зафиксированные на ней события согласуются с содержанием протокола двадцать первого заседания Почепского районного Совета народных депутатов шестого созыва от 4 июня 2021года, показаниями лиц, участвующих в деле, а также показаниями свидетелей.
Также суд указал, что основания не доверять показаниям допрошенных свидетелей также отсутствуют, поскольку они последовательны, не противоречивы, согласуются с позицией сторон и подтверждаются письменными материалами дела.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.
При этом суд первой инстанции верно указал, что тот факт, что при обсуждении и голосовании по второму пункту повестки заседания районного Совета председателем был озвучен вопрос о переводе земель, а не об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения, не свидетельствует, что вопрос об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения не ставился на обсуждение районного Совета, а решение об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки не было принято, поскольку изменений в повестку дня заседания районного Совета, оглашенную в его начале, как следует из протокола заседания районного Совета от 4июня 2021 года, не вносилось.
Участвующими в деле лицами данный факт также не оспаривался.
Допрошенные в суде первой инстанции свидетели КравченкоВ.А, Витовцов А.С, Бондаревич Е.П. также указали, что о дате, времени заседания районного Совета и повестке дня были уведомлены за несколько дней до его проведения устно, проекты правовых актов либо иные материалы к заседанию им не вручались.
Вместе с тем это не противоречит требованиям Регламента Почепского районного Совета народных депутатов, а именно пункту 6.1.
Ссылка административных истцов на не размещение постановления администрации Почепского района от 21 июля 2020 года N 1271 "О подготовке проектов генерального плана и правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области в новой редакции" на официальном сайте администрации района опровергается материалами дела, приведенными выше.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что, учитывая, что население Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области было проинформировано о принятии решения о подготовке проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области после принятия администрацией Почепского района постановления от 12февраля 2021 годаN 140, отсутствие опубликования аналогичного сообщения в связи с принятием администрацией Почепского района постановления от 21июля 2020 года N 1271, о нарушении требований части 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации не свидетельствует.
Суд первой инстанции верно указал, что ссылки административных истцов на нарушение положений части 9 статьи 28, части 16 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия решения, принятого главой местной администрации о согласии с проектами Генерального плана и Правил землепользования и застройки, основаны на неверном толковании норм права, поскольку названные нормы не содержат требований о принятии соответствующего решения как правового акта, такой вид правового акта как решение главы администрации Почепского района не предусмотрен и Уставом Почепского муниципального района.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решение об отклонении проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области и о направлении их на доработку глава администрации не принимал.
Из пояснительной записки главы администрации следует, что проекты Генерального плана и Правил землепользования и застройки с прилагаемыми к ним документами направлены главе Почепского района для вынесения на рассмотрение сессии Совета народных депутатов Почепского района, что свидетельствует о согласии главы администрации с представленными ему проектами Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Суд верно указал, что требование по опубликованию на официальном сайте администрации Почепского района проекта правового акта, который выносится на рассмотрение представительного органа местного самоуправления района, в данном случае проекта решения об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки, не предусмотрено ни положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, ни Устава, ни Регламента.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Как было установлено судом по материалам административного дела, все правовые акты, подлежащие опубликованию в ходе подготовки и утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области, были опубликованы либо в газете "Почепское слово", либо размещены на официальном сайте администрации Почепского района в сети Интернет (www.admpochep.ru), следовательно, у лиц, права и свободы которых они затрагивают, в том числе, и у административных истцов, имелась возможность ознакомиться с их содержанием.
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не находит.
Ссылке административных истцов на то, что при принятии оспариваемого Решения N157 не были учтены результаты публичных слушаний, также была дана оценка в обжалуемом решении и она обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Так, согласно статье 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан и организаций, в том числе при осуществлении ими мероприятий по территориальному планированию и градостроительному зонированию.
Целью правового института публичных слушаний по проектам генерального плана и правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О.
Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.
Из анализа положений статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 28 Закона о местном самоуправлении следует, что публичные слушания как одна из форм участия населения в местном самоуправления призвана к выявлению мнения населения и доведения данного мнения до представительного органа местного самоуправления.
Судебная коллегия считает, что в данном случае цели проведения публичных слушаний были достигнуты.
Поскольку публичные слушания, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта документации по планировке территории, постольку их результаты носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными.
В данном случае, возможность участвовать в обсуждении проектов генерального плана и правил землепользования и застройки, представить свои замечания и предложения, была реализована всеми заинтересованными лицами, а поступившие в ходе проведения публичных слушаний замечания и предложения были отражены в протоколе и внесены в итоговое заключение, являвшиеся предметом рассмотрения как главы администрации Почепского района, так и Почепского районного Совета народных депутатов.
Нормативных предписаний об отклонении проектов генерального плана и правил землепользования и застройки и обязанности направить проекты на доработку, ввиду наличия возражений жителей поселения, градостроительное законодательство не содержит.
Как указано выше, 31 мая 2021 года на заседании постоянной комиссии Почепского районного Совета народных депутатов по аграрным вопросам, природопользованию и экологии в соответствии с требованиями статьи 17 Регламента состоялось рассмотрение проекта решения "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области".
Довод административных истцов о том, что представленный протокол заседания постоянной комиссии Почепского районного Совета народных депутатов шестого созыва по аграрным вопросам, природопользованию и экологии от 31 мая 2021года N 1 не может являться допустимым доказательством по делу, поскольку свидетель Бондаревич Е.П, являющийся секретарем комиссии, при даче показаний в ходе судебного разбирательства дела 9 марта 2022 года пояснил суду, что не присутствовал на заседании комиссии по рассмотрению проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения, на заседание комиссии его не вызывали, в то время как при повторном допросе 7 июля 2022 года, после предоставления стороной административного ответчика в материалы дела копии указанного протокола заседания постоянной комиссии, пояснил, что на заседании комиссии присутствовал, судом был отклонен.
Так, суд первой инстанции указал на то, что протокол заседания постоянной комиссии Почепского районного Совета народных депутатов представлен по запросу суда, его подлинник обозревался в ходе судебного разбирательства дела, в связи с чем оснований сомневаться в подлинности вышеуказанного документа не имеется.
Кроме того, в ходе повторного допроса свидетель Бондаревич Е.П, предупрежденный об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, подтвердил свое участие в заседании постоянной комиссии Почепского районного Совета народных депутатов 31 мая 2021 года по рассмотрению проекта решения "Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области".
Также суд первой инстанции правомерно принял в качестве допустимых доказательств по делу представленные стороной административного ответчика скриншоты страниц официального сайта администрации Почепского района, поскольку они сделаны и заверены уполномоченным лицом и содержат адрес интернет-страницы.
Ссылка административных истцов, повторяющаяся в суде апелляционной инстанции, на нарушение при принятии оспариваемых актов положений части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившееся в утверждении в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки функциональной зоны Сх2 "производственной зоны сельскохозяйственных предприятий" и территориальной зоны ТС-2 "зоны размещения сельскохозяйственных предприятий" без учета Положения о территориальном планировании Почепского муниципального района Брянской области, в котором такой объект капитального строительства как свиноводческий комплекс N 12 близ с. Семцы Почепского района Брянской области среди инвестиционных проектов и иных основных мероприятий по развитию агропромышленного комплекса, а также предназначенная для его размещения территория, отсутствует, своего подтверждения не нашла.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Судебная коллегия соглашается с тем, что, поскольку объект капитального строительства "Комплекс зданий и сооружений по искусственному осеменению, воспроизводству и откорму свиней, свиноводческого комплекса N 12 близ с. Семцы Почепского района" не является объектом местного значения муниципального района, постольку он не подлежал отображению в Положении о территориальном планировании.
В силу части 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 названной статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 данной статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 Закона Брянской области от
1 августа 2014года N 56-З "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов" данный Закон на основании частей 6 и 7 статьи 7 и частей 3 - 6 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и регулирует отношения, связанные с проведением органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Брянской области, оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Учитывая, что оспариваемые нормативные акты не устанавливают новые или изменяют ранее предусмотренные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности ООО "Брянская мясная компания" и ООО "Мираторг-Курск" (как до отнесения земельных участков к функциональной зоне "производственная зона сельскохозяйственных предприятий", так и после осуществляют деятельность, связанную с сельскохозяйственным использованием), вопреки доводам административных истцов, они не подлежали оценке регулирующего воздействия в соответствии с Законом Брянской области от 1августа 2014 года N 56-З "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов".
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что все этапы подготовки и принятия оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены, поскольку решение о подготовке проектов упомянутых документов территориального планирования и градостроительного зонирования принято уполномоченным лицом, подготовка документов проведена с вынесением на публичные слушания, данные нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом (представительным органом местного самоуправления) и опубликованы в установленном законом порядке в средствах массовой информации и на официальном сайте городской администрации.
Суд также верно отметил в обжалуемом судебном акте, что недочеты при проведении отдельных процедур подготовки и утверждения проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки, на которые ссылаются административные истцы, не являются существенным нарушением порядка принятия и утверждения указанных документов, влияющим на законность принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, влекущим его отмену.
Доводы административных истцов о нарушении при принятии оспариваемого нормативного правового акта нормативных положений, регулирующих использование земель сельскохозяйственных угодий, также были оценены судом первой инстанции и признаны необоснованными.
Так, в соответствии с пунктом 54 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, обеспечение продовольственной безопасности осуществляется не только за счет указанных административными истцами повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, но и за счет: достижения продовольственной независимости Российской Федерации; ускоренного развития и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфраструктуры внутреннего рынка; повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения их доступа на рынки сбыта продукции.
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7); землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77); в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77); земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25июля 2006 года N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" свиноводство отнесено к продукции первичной переработки сельскохозяйственного сырья.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым под сельскохозяйственным использованием понимается ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования предусматривает, в том числе, размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, включая свиноводство.
Указанный Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии определяет возможность строительства объектов агропромышленного комплекса на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования" без перевода таких земель в иную категорию.
В соответствии с Генеральным планом Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области земельные участки с кадастровыми номерами 32:20:0520102:420, 32:20:0520102:421, 32:20:0520102:418, 32:20:0520102:415, 32:20:0500101:185 отнесены к функциональной зоне "производственная зона сельскохозяйственных предприятий". При этом в составе функциональных зон муниципального образования Семецкое сельское поселение отдельно выделены территории, занятые сельскохозяйственными угодьями.
Согласно части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу положений статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается; сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Законом Брянской области от 9 ноября 2009 года N 84-З "Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Брянской области" в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Брянской области, использование которых для других целей не допускается.
В указанный перечень территория, на которой расположены вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами N, не включена. Данные земельные участки не относятся также и к территории ведения гражданами садоводства.
С учетом приведенных обстоятельств, вопреки доводам административных истцов, повторяющихся в апелляционной жалобе, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отнесение оспариваемым Решением N 157 земельных участков с кадастровыми номерами N к функциональной зоне Сх2 "производственная зона сельскохозяйственных предприятий" и территориальной зоне ТС-2 "зона размещения сельскохозяйственных предприятий" не нарушает названных положений Градостроительного, Земельного кодексов Российской Федерации, закона регулирующего использование земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и прав административных истцов, соответствует целям и задачам Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N683.
Суд первой инстанции верно указал, что правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года, на которую ссылаются административные истцы, относится к вопросу о возможности использования сельскохозяйственных угодий для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем не может быть применена при рассмотрении настоящего дела.
Также суд считает необходимым отметить, что согласно выписке из Правил землепользования и застройки Валуецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области, утвержденного решением Валуецкого сельского Совета народных депутатов 27 мая 2014 года N 10 (в редакции Решения Почепского районного Совета народных депутатов от 30 мая 2017 года N 242/4) земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий ООО"Брянская мясная компания", до утверждения Решения N 157 также относился к территориальной зоне "зона размещения сельскохозяйственных предприятий".
В ходе рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции была представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 23 октября 2022 года, согласно которой земельный участок с кадастровым номером N (единое землепользование), поставленный на кадастровый учет 5 октября 2006 года, из которого были выделены спорные земельные участки, относится к землям сельскохозяйственного назначения и имел вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
По аналогичным основаниям правомерно отклонен судом и довод административных истцов об утверждении оспариваемых нормативных актов без учета Положения о территориальном планировании, содержащегося в Схеме территориального планирования Почепского муниципального района, согласно которого сельскохозяйственные угодья входят в существующую функциональную зону "зона сельскохозяйственного земледелия", для которой установлен режим землепользования, запрещающий все виды хозяйственной и градостроительной деятельности, не соответствующей целевому назначению зоны.
Обоснованно судом признан несостоятельным довод административных истцов о правовой неопределенности в связи с принятием Решения N 157 и наличием действующих ранее принятых Генеральных планов и Правил землепользования и застройки Семецкого и Валуецкого сельских поселений Почепского муниципального района Брянской области, поскольку Решением N 157 утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки вновь образованного муниципального образования - Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области.
Каких-либо оснований не согласиться с приведенными выше выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Оценивая доводы административных истцов о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом, суд первой инстанции обратил внимание на то, что правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами32 N, либо смежных с ними земельных участков (объектов недвижимости на них распложенных) административные истцы не являются.
Из материалов дела следует, что Украинцев Л.В, Корзанов А.В. и Щемелинин А.В. в собственности объектов недвижимости на территории Семецкого сельского поселения Почепского муниципального района Брянской области не имеют.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что установленные функциональная и территориальная зоны - зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения в оспариваемой части Решения N 157 создает препятствия Гришанкову Е.В. и Кодяковой Н.И. по использованию принадлежащих им земельных участков и жилых домов, не представлено.
Нарушений прав административных истцов, как жителей "адрес", оспариваемыми правовыми актами также не установлено.
Доводы административных истцов о нарушении их прав тем, что заинтересованные лица, возведя ограждения принадлежащих им земельных участков, лишили их возможности беспрепятственно пользоваться дорогой от населенного пункта Семцы к населенному пункту Малинки и кладбищу, своего подтверждения не нашли.
Так, согласно подпункту пункта 1, пункту З части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения
В соответствии положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенная для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 3); автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (статья 5);при этом автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (статья 9), автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (статья 10).
В соответствии с пунктом 12 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации, со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования, в частности, к таким территориям относятся автомобильные дороги.
Вместе с тем, доказательств, что спорная дорога от населенного пункта Семцы к населенному пункту Малинки и кладбищу, которая не включена в генеральный план Семецкого сельского поселения, является дорогой общего пользования и внесена в реестр автомобильных дорог местного значения в материалы дела не представлено, как и сведения о ее капитальном и текущем содержании.
Судебная коллегия соглашается с доводами административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что данная дорогёа является полевой и расположена в границах земельных участков с кадастровыми номерами N, которые с 2009 года стоят на кадастровом учете, принадлежат и используются юридическими и физическими лицами исключительно в производственных и личных целях, в обороте не ограничены.
Доводы административных истцов о наложении санитарно-защитных зон предприятия на земельные участки отмену состоявшегося решения повлечь не могут, так как данные зоны оспариваемым нормативным правовым актом не утверждены и не подлежат разрешению в рамках настоящего административного дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административных истцов, и им дана надлежащая оценка судом первой инстанции в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия оснований не согласиться не находит.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Брянского областного суда от 7 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кодяковой Нины Ивановны, Щемелинина Александра Владимировича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.