Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Павловского А.С. на вступившие в законную силу постановление начальника ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края N 2352212900033100003 от 15 октября 2021 года, решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 29 декабря 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 марта 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственности "ЗЕЯ" (далее - ООО "ЗЕЯ", общество) Павловского Александра Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края N 23522122900033100003 от 15 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 29 декабря 2021 года и решением судьи Краснодарского краевого суда от 14 марта 2022 года, генеральный директор ООО "ЗЕЯ" Павловский А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Павловский А.С. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения генерального директора ООО "ЗЕЯ" Павловского А.С. к административной ответственности) установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения генерального директора ООО "ЗЕЯ" Павловского А.С. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили обстоятельства, выявленные при осуществлении ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края в отношении ООО "ЗЕЯ" проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в выплате 18 октября 2019 года заработной платы нерезиденту - гражданке Армении Асатрян Л.М. наличными денежными средствами через кассу организации по платежной ведомости N 49 от 18 октября 2019 года в сумме 2 000 рублей.
С выводами должностного лица согласились судьи нижестоящих инстанций.
Вместе с тем, должностным лицом и судебными инстанциями не учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства ООО "ЗЕЯ" за 2019года было установлено несколько фактов выплат нерезиденту Астрян Л.М. и иным лицам заработной платы в наличной форме.
По каждому факту нарушения порядка выплаты заработной платы нерезиденту Асатрян Л.М. и иным лицам должностным лицом административного органа вынесены постановления о привлечении генерального директора ООО "ЗЕЯ" Павловского А.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, должностным лицом административного органа и судебными инстанциями не принято во внимание, что нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, выплата заработной платы производилась регулярно, систематически на постоянной основе, правонарушения являются однородными, вследствие чего оснований квалифицировать каждый выявленный эпизод как самостоятельный состав административного правонарушения у налогового органа не имелось.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 года N 14-П, от 11 мая 2005 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 16 июня 2009 года N 9-П).
В пункте 6 своего постановления от 16 июня 2009 года N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2 - 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Европейский Суд по правам человека в постановлении по делу "Сергей Золотухин против Российской Федерации" (Страсбург, 10 февраля 2009 года) отметил, что положения статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод должны толковаться как запрещающие преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же.
Учитывая изложенное и то обстоятельство, что раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО "ЗЕЯ" Павловского А.С. с вынесением постановлений по каждому факту выплаты приводит к созданию искусственной множественности дел, что недопустимо, основания квалифицировать каждый из выявленных в рамках одной проверки эпизодов как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливать за каждое из них административное наказание у должностного лица административного органа отсутствовали.
Рассматривая жалобу Павловского А.С, поданную в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на постановление должностного лица и принимая решение об обоснованности его выводов, судья районного суда не проверил правильность установления фактических обстоятельств дела и не дал оценку имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные нарушения не были устранены судьей Краснодарского краевого суда.
Такое разрешение дела не отвечает установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные нарушения требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были и не могут быть восполнены судом кассационной инстанции.
Кроме того, Федеральным законом от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеуказанное, постановление начальника ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края N 2352212900033100003 от 15 октября 2021 года, решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 29 декабря 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 марта 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "ЗЕЯ" Павловского А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Поскольку момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы двухгодичный срок давности привлечения генерального директора ООО "ЗЕЯ" Павловского А.С. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, то возможность направления дела на новое рассмотрение утрачена.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Павловского А.С. удовлетворить.
Постановление начальника ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края N 2352212900033100003 от 15 октября 2021 года, решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 29 декабря 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 марта 2022 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственности "ЗЕЯ" Павловского Александра Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Конограев А.Е. N 12-806/21
судья краевого суда Третьяков С.В. N 21-766/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-5752/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.