Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С. и Руденко Ф.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яцуха Р.В. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении факта инвалидности, назначении социальных выплат, по кассационной жалобе Яцуха Р.В, поступившей с делом 11 августа 2022 г, на решение Ленинского районного суда города Астрахани Астраханской области от 9 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 29 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Яцух Р.В. обратился с иском к ФКУ "Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Астраханской области Минтруда России" об установлении факта инвалидности (инвалидность с детства) и назначении социальных выплат с 1996 года.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 9 февраля 2022 г. в удовлетворении исковых требований Яцуху Р.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 29 июня 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, указав, что согласно исковому заявлению он просил установить причинно-следственную связь между полученной в детстве травмой и нарушениями функций организма, которые привели к ограничению основных категорий жизнедеятельности и впоследствии отразились на здоровье. Считает, что судами не учтены положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Правила признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N95, приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N1024н, из которых следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учётом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции по делу допущено не было.
Из материалов дела следует, что Яцух Р.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2005 г. является инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, с 17 декабря 2013 г. он признан инвалидом 2 группы бессрочно с причиной "общее заболевание".
Впервые Яцух Р.В. был осмотрен в диспансерном отделении ГУЗ Астраханской области "Областная клиническая психиатрическая больница" (далее ГУЗ АО "ОКПБ") в марте 1998 г, ему выставлен диагноз "резидуальное органическое поражение головного мозга с психопатоподобным синдромом". В связи с выраженными поведенческими нарушениями истец со 2 апреля 1998 г. по 30 мая 1998 г. находился на стационарном лечении в психиатрическом стационаре, выписан с диагнозом "органическое поражение головного мозга сложного генеза с психопатизацией личности по возбудимому типу".
Впоследствии, как следует из медицинской документации, представленной в материалы дела, Яцух Р.В. неоднократно проходил лечение в психиатрическом стационаре, в том числе принудительно на основании судебных постановлений.
Является получателем социальной пенсии по инвалидности.
Обращаясь в суд с иском об установлении факта инвалидности "инвалид с детства", Яцух Р.В. сослался на полученную им травму в результате падения с третьего этажа в возрасте 16 лет в марте 1996 г. и последующего лечения в ГКБ N 3 с диагнозом: "компрессионный перелом 1 степени 2-3 поясничных позвонков".
Как следует из материалов дела, ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 3" выдала Яцуху Р.В. выписку из протокола заседания врачебной комиссии N 219 от 11 мая 2021 г. для самостоятельного обращения в Учреждение медико-социальной экспертизы, в связи с тем, что у гражданина данных для завышения группы инвалидности не имеется. В данной выписке указан диагноз "люмбалгия на фоне посттравматического остеохондроза поясничного отдела позвоночника, стойкий легко выраженный болевой синдром".
12 мая 2021 г. Яцух Р.В. обратился в бюро МСЭ N 6 с вышеуказанной справкой врачебной комиссии от 11 мая 2021 г, медицинскими документами и заявлением о проведении в отношении него медико-социальной экспертизы с целью определения инвалидности и разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).
20 мая 2021 г. в бюро МСЭ N 6 Яцуху Р.В. проведена медико-социальная экспертиза.
Из протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина N757.6.30/2021 от 20 мая 2021 г. следует, что Яцуху Р.В. экспертиза проводится в бюро, повторно, заочно (по документам) в соответствии с заявленными им целями, изложенными в заявлении от 12 мая 2021 г, а именно: установления группы инвалидности, разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА). На момент проведения МСЭ у гражданина имеется вторая группа инвалидности бессрочно с диагнозом "Пароноидальная шизофрения, приступообразно - прогредиентное течение, выраженный эмоционально-волевой дефект" с причиной "Общее заболевание".
После проведения анализа представленных гражданином медицинских документов, установлено, что данных для определения (завышения) группы инвалидности по направительному диагнозу (люмбалгия на фоне посттравматического остеохондроза поясничного отдела позвоночника, стойкий легко выраженный болевой синдром) не имеется.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку истцом не представлены доказательства его обращения к ответчику с вопросом об установлении причины инвалидности "инвалидность с детства".
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводам районного суда, указав, что суд первой инстанции при рассмотрении требований Яцуха К.М. об установлении факт инвалидности (инвалидность с детства) не применил к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия получения государственной услуги, сославшись при этом на отказ сторон от проведения экспертизы.
Как следует из материалов дела и протоколов судебных заседаний, вопрос о назначении экспертизы сторонами по делу не ставился и судом на обсуждение не выносился.
Из содержания протокола медико-социальной экспертизы гражданина Яцуха Р.В. N757.6.30/2021 от 20 мая 2021 г. следует, что медико-социальная экспертиза по вопросу изменения истцу причины инвалидности с "общее заболевание" на "инвалидность с детства" не проводилась.
Опрошенная судом апелляционной инстанции руководитель бюро МСЭ N 6 ФКУ "ГБМСЭ по Астраханской области" Смыслова Т.В. пояснила, что вопрос об изменении Яцуху Р.В. причины инвалидности при проведении экспертизы не разрешался, сослалась на бланк заявления, заполненный истцом, где его просьба об изменении причины инвалидности отсутствовала.
Вместе с тем, приобщенное к материалам дела заявление Яцуха Р.В. от 12 мая 2021 г, выполненное на бланке, разработанном бюро МСЭ N 6 ФКУ "ГБМСЭ по Астраханской области", не содержит ссылки на цель экспертизы, как определение причины инвалидности.
В суде апелляционной инстанции Яцух Р.В. пояснил, что установленный ему врачебной комиссией диагноз "люмбалгия на фоне посттравматического остеохондроза поясничного отдела позвоночника, стойкий легко выраженный болевой синдром" является следствием полученной им травмы позвоночника в 1996 г. Указывает, что целью его обращения для проведения медико-социальной экспертизы являлось определение причины инвалидности (инвалидность с детства), полученной им в результате травмы в несовершеннолетнем возрасте в марте 1996 г, для чего им представлены соответствующие медицинские документы, в том числе и выписка из травматологического отделения ГКБ N 3 от 20 апреля 1996 г, с указанным в ней диагнозом "компрессионный перелом 1 степени 2-3 поясничных позвонков", при этом вопрос о завышении группы инвалидности по общему заболеванию он не ставил.
Согласно пункту 11 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н (действовавшего на момент проведения экспертизы) результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка- инвалида); при отказе в установлении инвалидности - выдача справки о результатах медико-социальной экспертизы (по желанию получателя государственной услуги).
Положением пункта 12 Административного регламента предусмотрен срок предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро), который не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами.
Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявлений о предоставлении государственной услуги является подача в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) заявления о предоставлении государственной услуги с документами указанными в пунктах 28. 31, 35 - 38 Административного регламента (пункт 77 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 79 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, если заявление о предоставлении государственной услуги подано без необходимых документов, то данные документы должны быть представлены получателем государственной услуги в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Срок предоставления государственной услуги в данном случае исчисляется с даты подачи необходимых документов. Датой подачи необходимых документов считается дата их регистрации в журнале регистрации входящей документации.
Согласно пункту 110 Административного регламента решение и необходимые по нему разъяснения, оформленные на бумажном носителе, подписываются руководителем бюро, главного (Федерального) бюро (уполномоченным заместителем руководителя главного (Федерального) бюро), заверяются печатью бюро (главного бюро, Федерального бюро) и направляются получателю государственной услуги с использованием средств почтовой связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, не позднее 3 рабочих дней с даты принятия решения.
Статья 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает возможность установления имеющих значение для дела обстоятельств на основании заключения эксперта.
На основании разъяснений, изложенных в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16, в целях проверки доводов апелляционной жалобы истца и определения юридически значимых обстоятельств по делу, судом апелляционной инстанции по данному делу назначена судебная медико-социальная экспертиза.
Согласно заключению заочной судебной медико-социальной экспертизы, проведенной ФКУ "ГБ МСЭ по Волгоградской области" Минтруда России в период с 25 мая 2022 г. по 9 июня 2022 г, исследованному на заседании судебной коллегии, оснований для установления Яцуху Р.В. в связи с полученной им травмой в марте 1996 г. группы инвалидности не имеется, следовательно, оснований для установления причины инвалидности "инвалидность с детства" не имеется, так как причина инвалидности устанавливается только при установлении группы инвалидности. Оснований для определения инвалидности с диагнозом "люмбалгия на фоне посттравматического остеохондроза поясничного отдела позвоночника, стойкий легко выраженный болевой синдром" на период освидетельствования в бюро МСЭ N 6 ФКУ ГБ МСЭ по Астраханской области" Минтруда России (20 мая 2021 г.) Яцуха Р.В. не имелось. Основания для установления Яцуху Р.В. в связи с вышеуказанными заболеваниями причины инвалидности "инвалидность с детства" не имеются.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Закона).
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
В силу пункта 1 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 (далее по тексту - Правила), признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро. Согласно пункту 2 этих Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Яцуха Р.В. об установлении факта инвалидности (инвалидность с детства) и назначении социальных выплат с 1996 года, суд апелляционной инстанций дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, исходил из того, что освидетельствование истца проводилось в полном соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, квалификация врачей, проводивших освидетельствование Яцуха Р.В, сомнений не вызывает, в связи с чем, основания для установления истцу инвалидности с детства отсутствуют.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда верными, поскольку они основаны на правильном применении закона и соответствуют обстоятельствам дела. Суд дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Согласно пункту 25 Правил признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подпункт "з" пункта 4 Положения).
Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым определено, что лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, определение степени нуждаемости и установление группы инвалидности является исключительной компетенцией бюро медико-социальной экспертизы, и оспариваться данное решение может по процедуре её проведения и проверке обоснованности выводов бюро медико-социальной экспертизы путем проведения другой экспертизы. Суд же правом установления группы инвалидности, определения степени утраты трудоспособности не обладает.
Функциональные нарушения поясничного отдела позвоночника Яцуха Р.В, как последствия бытовой травмы, полученной им в 1996 г, имели незначительную степень выраженности в период до 18-летнего возраста и имели незначительную степень выраженности (1 степень) на момент проведения медико-социальной экспертизы в 2021 г, не ограничивают основные категории жизнедеятельности, не являлись и не являются основанием для установления группы инвалидности и изменение причины инвалидности на "инвалидность с детства".
При таких обстоятельствах, учитывая, что каких-либо нарушений процедуры проведения освидетельствования Яцуха Р.В. судом не установлено, истцом таких доводов не приведено, - оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имелось. Наличие у истца ряда заболеваний не является безусловным основанием для установления инвалидности, поскольку состояние здоровья оценивается учреждением медико-социальной экспертизы с учетом строго определенных критериев и правил. Совокупности условий для определения инвалидности, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, не установлено. При этом порядок проведения освидетельствования полностью соблюден, нарушений не допущено. Проведенная ФКУ "Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Астраханской области Минтруда России" медико-социальная экспертиза проведена в соответствии с требованиями закона по материалам гражданского дела и медицинским документам, которые были представлены истцом и ответчиком, а также затребованы судом апелляционной инстанции, оснований не доверять выводам данной экспертизы, не имеется.
Оспариваемое заявителем решение принималось в пределах полномочий, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, исходя из комплексной оценки состояния здоровья Яцуха Р.В, с исследованием медицинских документов.
Имеющиеся у заявителя заболевания, а также медицинские документы, были предметом анализа, исследования и учтены экспертами при принятии оспариваемого решения.
Иного из материалов дела не следует, истцом в опровержение вышеизложенного доказательств не представлено.
При указанных обстоятельствах, ввиду отсутствия объективных данных, ставящих под сомнение принятое ФКУ "Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Астраханской области Минтруда России" решение, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для об установлении факта инвалидности (инвалидность с детства) Яцух Р.В. и назначении ему социальных выплат с 1996 г.
Доводы кассационной жалобы заявителя по существу сводятся к несогласию с принятыми по делу решениями по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они направлены на иную субъективную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене состоявшихся судебных актов.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилсудебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Астрахани Астраханской области от 9 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 29 июня 2022 г. оставить без изменения, Яцуха Р.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.