Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Губаревой С.А. и Егоровой Е.С.
с участием прокурора Руденко М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района Краснодарского края в интересах ФИО к государственному бюджетному образовательному учреждению Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавская о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, по кассационному представлению прокурора Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав прокурора Руденко М.В, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия
установила:
прокурор Красноармейского района Краснодарского края в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО обратился в суд с иском к государственному бюджетному образовательному учреждению Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавская (далее - ГБОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавская, школа) о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, указав, что на основании обращения Коньковой Е.А. о непринятии ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа - интернат ст. Полтавская мер по выплате денежной компенсации вместо предоставления питания ее несовершеннолетнего сына ФИО, прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФИО обучается в ГБОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской, переведен на домашнее обучение с 01 сентября 2018 года. Согласно заключению ПМПК управления образования администрации МО Красноармейский район от 21 сентября 2018 года, ФИО установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Из справки Красноармейской ЦРБ от 05 августа 2020 года следует, что ФИО нуждается в обучении по основным общеобразовательным программам на дому. ФИО является ребенком-инвалидом, что подтверждено справкой об инвалидности от 19 марта 2013 года и относится к категории детей, которые нуждаются в особой защите государства путем предоставления комплекса социальных прав, направленных на достойное поддержание жизненных потребностей несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем, образовательным учреждением в соответствии с законодательством не приняты меры по организации питания ребенка на дому либо выплате соответствующей компенсации. 18 декабря 2020 года прокуратурой Красноармейского района внесено представление и.о. директора ГБОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат ст.
Полтавской по поводу компенсации за двухразовое питание детям обучающихся на дому, в удовлетворении которого отказано в связи с отсутствием в Порядке обеспечения питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан, утвержденном постановлением губернатора Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466, оснований для выплаты данной компенсации и как следствие отсутствия финансирования на указанные цели из бюджета края. Учитывая необходимость принятия мер по устранению нарушений на уровне органов исполнительной власти Краснодарского края, 02 апреля 2021 года в прокуратуру Краснодарского края направлен проект представления об устранении нарушения законодательства об образовании, для рассмотрения вопроса о его внесении министру образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Проведенной прокуратурой края проверкой установлено, что Министерством образования, науки и молодежной политики края, как учредителем ГБОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской не приняты меры к внедрению механизма предоставления обучающимся на дому сухих пайков (продуктовых наборов) или денежных компенсаций, резерв финансовых средств для реализации указанных расходных обязательств не предусмотрен, что послужило основанием для внесения прокуратурой края 15 апреля 2021 года Министру образования, науки и молодежной политики края представления. Вместе с тем, до настоящего времени ФИО, получающий образовательные услуги в образовательном учреждении посредством домашнего обучения, не обеспечен мерами социальной поддержки в виде бесплатного горячего двухразового питания либо денежной компенсацией в связи с невозможностью получения иной меры, обусловленной состоянием здоровья несовершеннолетнего, что подтверждается медицинской документацией.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд обязать ГБОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской выплатить денежную компенсацию законному представителю несовершеннолетнего ФИО - Коньковой Е.А. с 01 сентября 2020 года по 22 мая 2021 года в соответствии с порядком, установленным абзацами 1 и 2 пункта 4 Порядка обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N 466 (ред. от 24 сентября 2019 года) "Об утверждении порядков обеспечения питанием, одеждой обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан". Организовать ГБОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской для ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 2, 4 Порядка обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N 466 (ред. от 24 сентября 2019 года) "Об утверждении порядков обеспечения питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан" с момента вступления в силу решения суда по настоящему исковому заявлению до наступления обстоятельств, подтверждённых медицинскими документами, позволяющих проходить ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, обучение непосредственно в образовательном учреждении.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 23 августа 2021 года, с учетом определения об исправлении описки от 01 апреля 2022 года, исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 июня 2022 года решение суда первой инстанции в части удовлетворении исковых требований прокурора Красноармейского района Краснодарского края в интересах несовершеннолетнего ФИО к ГБОУ КК специальная (коррекционная) школа - интернат ст. Полтавская о возложении обязанности по выплате денежной компенсации законному представителю несовершеннолетнего ФИО - Коньковой Е.А. с 01.09.2018 г. по 22.05.2021 г. в соответствии с порядком, установленным абзацами 1 и 2 пункта 4 Порядка обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N 466 (ред. от 24 сентября 2019 года) "Об утверждении порядка обеспечения питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан" отменено, в отмененной части постановлено новое решение, которым в удовлетворении названных требований отказано.
В остальной части решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 23 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, просит направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции. Согласно письменному ходатайству директор ГКОУ школы-интерната ст.Полтавской Краснодарского края просил о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Руденко М.В, поддержавшей доводы кассационного представления, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в прокуратуру Красноармейского района поступило обращение Коньковой Е.А. о непринятии ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа - интернат ст. Полтавская мер по выплате денежной компенсации вместо предоставления питания ее несовершеннолетнему сыну ФИО
Проведенной проверкой установлено, что ФИО обучается в ГБОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской, переведен на домашнее обучение с 01 сентября 2018 года.
ФИО установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем, он нуждается в обучении по основным общеобразовательным программам на дому.
Согласно письменному заявлению законного представителя несовершеннолетнего ФИО - Коньковой Е.А. следует, что с требованием о предоставлении денежной компенсации за питание к ответчику последняя обратилась 01 сентября 2021 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что дети-инвалиды с ограниченными возможностями здоровья, имеющие статус обучающихся, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте, и, поскольку, образовательным учреждением меры по организации питания ребенка на дому либо выплате соответствующей компенсации не приняты, требования, заявленные прокурором с в интересах несовершеннолетнего, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда, согласилась с выводами районного суда и их правовым обоснованием о наличии у несовершеннолетнего ФИО права на получение денежной компенсации взамен недополученного горячего питания.
Однако, отметив, что с заявлением к ответчику о предоставлении денежной компенсации за питание законный представитель несовершеннолетнего обратилась только 01 сентября 2021 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что право на получение компенсации взамен горячего питания у Коньковой Е.А. возникло непосредственно с момента обращения, то есть с 01 сентября 2021 года, в связи с чем отменил решение районного суда в части взыскания с ответчика денежных средств в счет компенсации за неполученное бесплатное двухразовое горячее питание за период обучения с 01 сентября 2018 по 22 мая 2021 года, постановив в отменённой части новое решение, которым отказал в удовлетворении названных требований.
С таким выводом суда апелляционной инстанции не может согласиться судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1; статьи 7 и 18; части 1 и 2 статьи 19; часть 1 статьи 21).
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 г. N 5-П).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1 статьи 15).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 34, статьей 37, пунктом 2 части 1 статьи 41 Закона об образовании организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения.
Согласно статье 17 вышеназванного закона образование в Российской Федерации может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (пункт 1 части 3 статьи 44 Закона об образовании).
Обучение детей, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому. Основанием для этого является заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) (часть 5 статьи 41 Закона об образовании).
Статья 79 Закона об образовании устанавливает особенности обучения лиц ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (часть 7).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что предоставление бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одним из условий организации их обучения на дому, предусмотренным федеральным законодательством.
Положениями статей 14, 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены право и обязанности органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств, определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
По смыслу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" финансирование деятельности в сфере образования осуществляется различными уровнями бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования субъекта Российской Федерации могут возникать в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно принципам указанного Кодекса, местный бюджет является составной частью финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого недостаточность собственных средств на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, при этом, согласно положениям Конституции Российской Федерации, пункта 4 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на образование. Обязанность создавать социально-экономические условия для получения образования возложена на федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.20 Положения о министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 г. N 1241, министерство осуществляет функции и полномочия главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов краевого бюджета.
Таким образом, сумма компенсации является расходным обязательством бюджета субъекта Российской Федерации, а образовательное учреждение, в котором обучается ребенок истца, подведомственно министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
В соответствии с части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Из приведенных норм права следует, что образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, поскольку статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273 "Об образовании в Российской Федерации" является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования.
На основании пункта 1 части 1 статьи 23 Закона Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ, право на бесплатное питание, как таковое, в государственных образовательных организациях Краснодарского края имеют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие программы общего образования.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 г. N 466 (в редакции от 24 сентября 2019 г.) утвержден порядок обеспечения отдельных категорий граждан питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации.
Пунктом 4 приложения N 1 вышеуказанного постановления, предусмотрена выплата денежной компенсации при отсутствии горячего питания, а также при наличии только одноразового горячего питания обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в размере, эквивалентном стоимости горячего питания за каждый день.
Конкретный размер компенсации устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, исходя из нормативов, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, и на основании мониторинга цен, проводимого в порядке, предусмотренном для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Решением городской Думы Краснодара от 28 января 2010 г. N 69 пунктом 5 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город Краснодар.
Согласно пункту 1 указанного Порядка обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях на дому, бесплатное двухразовое питание может быть заменено компенсацией в размере стоимости двухразового питания.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 августа 2021 г. N 485 внесены изменения в Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 г. N 466, Приложение 1 дополнено пунктом 5 следующего содержания:
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательная организация), осваивающим адаптированные основные общеобразовательные программы в форме индивидуального обучения на дому (далее - обучающиеся на дому), не посещающим занятия (уроки) в образовательной организации на основании заключения медицинской организации по заболеваниям, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, перечень которых утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н, выплачивается денежная компенсация.
Конкретный размер денежной компенсации устанавливается образовательной организацией в соответствии с нормами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, и на основании мониторинга цен, проводимого в порядке, предусмотренном для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта, в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Количество дней денежной компенсации обучающимся на дому рассчитывается исходя из количества учебных дней в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося на дому, за исключением выходных, праздничных дней и каникулярного времени, нахождения ребенка в организациях отдыха и оздоровления, санаториях (во внеканикулярный период), в организациях, предоставляющих услуги по реабилитации, на стационарном лечении в организациях здравоохранения, а также в других организациях, в которых обучающийся на дому находится на полном государственном обеспечении.
При этом отсутствие в нормативных правовых актах Краснодарского края до 12 августа 2021 г. прямого указания на возможность получения обучающихся с ограниченными возможностями на дому питания либо компенсации за него не должно ограничивать гарантии, закрепленные федеральным законодательством.
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации N 07-81 от 14 января 2016 г. "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Согласно сведениям, представленным в материалы дела, статус ребенка с ограниченными возможностям здоровья установлен ФИО на основании заключения ПМПК управления образования администрации МО Красноармейский район 21.09.2018г.
При указанных обстоятельствах и с учетом вышеприведенных норм закона, судом первой инстанции правильно разрешены заявленные исковые требования, который обоснованно исходил из отсутствия доказательств выполнения ответчиком обязанности по принятию мер по организации питания ребенка с ограниченными возможностями здоровья на дому либо выплате соответствующей компенсации законному представителю несовершеннолетнего с момента приобретения несовершеннолетним ФИО статуса ребенка с ограниченными возможностям здоровья.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований о взыскании денежной компенсации за период с 01 сентября 2018 года по 22 мая 2021 года и принимая в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении вышеозначенных требований, суд апелляционной инстанции положения приведенных норм материального права не учел и не принял во внимание.
В связи с изложенным, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применил нормы материального права к спорным правоотношениям, на основании чего пришел к обоснованному выводу о возложении на ГБОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат ст. Полтавской обязанности выплатить законному представителю несовершеннолетнего ФИО - Коньковой Е.А. с 01 сентября 2018 года по 22 мая 2021 года денежную компенсацию в соответствии с порядком, установленным абзацами 1 и 2 пункта 4 Порядка обеспечения питанием отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2017 года N466 (ред. от 24 сентября 2019 года) "Об утверждении порядков обеспечения питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, оборудованием, форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием), единовременным денежным пособием и выплаты денежной компенсации отдельным категориям граждан".
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 июня 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 23 августа 2021 года, с учетом определения Красноармейского районного суда Краснодарского края об исправлении описки от 01 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.