Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 августа 2007 г. N А56-8171/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Матлиной Е.О. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от ООО "Спартак" Кезеревой Г.Н. (выписка из протокола от 26.04.2004 N 9),
рассмотрев 16.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2007 по делу N А56-8171/2007 (судья Соколова Н.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спартак" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 02.03.2007 N 15-12/8 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 07.05.2007, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, заявление удовлетворено, оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить названное решение и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, судом неправомерно признано малозначительным совершенное Обществом правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Инспекция надлежаще извещена о месте и времени слушания дела, однако своего представителя в судебное заседание не направила, в сзязи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Сотрудниками Инспекции Елизаровой О.Г. и Старостиной Л.В. 15.02.2007 проведена проверка соблюдения Обществом правил розничной продажи спиртосодержащей продукции в принадлежащем Обществу магазине "Спартак", расположенном по адресу: г. Выборг, Московский пр., д. 11.
В ходе проверки установлена и отражена в акте от 15.02.2007 N 15-12/5 реализация Обществом спиртосодержащей непищевой продукции - 1 флакона одеколона "Спецназ" объемом 60 мл (далее - Товар) без документов, подтверждающих легальность ее оборота, так как по требованию проверяющего Обществом не были представлены сертификат соответствия, удостоверение качества и справка к товарно-транспортной накладной с надлежаще оформленным разделами "А" и "Б".
В соответствии с протоколом ареста товаров, явившихся орудиями (предметами) административного правонарушения, от 15.02.2007 N 15-12/8 Инспекцией у Общества изъята названная спиртосодержащая непищевая продукция.
Определением от 15.02.2007 N 15-12/4 Инспекцией возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого Инспекцией 19.02.2007 составлен протокол об административном правонарушении N 15-12/15, а 02.03.2007 принято постановление N 15-12/8 о привлечении Общества к предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Считая названное постановление Инспекции незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), действие которого в период проведения проверки и привлечения Общества к административной ответственности и до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 N 401 распространялось на деятельность по обороту Обществом Товара, одним из сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этого Товара (производство которого осуществлялось на территории Российской Федерации), являлась справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной.
Согласно пункту 2 названной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ содержит запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила) при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: с сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Данное требование в силу пункта 53 Правил распространяется на парфюмерно-косметическую продукцию.
Кроме того, в соответствии с пунктом 53 Правил по требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии парфюмерно-косметических товаров, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.
Справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, должна быть заполнена в соответствии с Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт. алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864.
Таким образом, документы на Товар, в том числе надлежащим образом заполненная справка к товарно-транспортной накладной, удостоверение качества, а также сертификат или декларации о соответствии и другие документы, подтверждающие легальность его производства, оборота и его соответствие установленным требованиям, должны были находится непосредственно в торговой точке Общества для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, образует нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Судом установлено, что сертификат соответствия, удостоверение качества и справка к товарно-транспортной накладной с надлежаще оформленными разделами "А" и "Б" на Товар не были представлены Инспекции в момент проведения проверки, что не оспаривается Обществом и подтверждается материалами дела, в том числе объяснениями продавца Общества Денисовой В.В. от 15.02.2007 и генерального директора Общества Кезеревой Г.Н. от 19.02.2007.
Документы, подтверждающие легальность оборота спиртосодержащей продукции, в полном объеме были представлены Обществом лишь 19.02.2007, что отражено в протоколе об административном правонарушении от 19.02.2007 N 15-12/15.
Таким образом, в действиях Общества имелся состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вместе с тем совершенное Обществом правонарушение не повлекло за собой существенного нарушения охраняемых общественных отношений и является малозначительным, а поэтому суд в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". правомерно постановление Инспекции от 02.03.2007 N 15-12/8 признал незаконным и отменил его.
Ввиду того, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2007 по делу N А56-8171/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 августа 2007 г. N А56-8171/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника