Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева С.А. к Федеральному Казенному Учреждению "Военный комиссариат Республики Крым", Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, установлении факта, имеющего юридическое значение, признании лицом, имеющим право на присвоение статуса "Ветеран боевых действий", понуждении к совершению определенных действий, по кассационной жалобе Сергеева С.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 3 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Сергеев С.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Крым, Комиссии Южного военного округа, в котором с учетом уточненных исковых требований в редакции заявления от 31.01.2022г. просил признать незаконным отказ Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" об отказе Сергееву С.А. в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" от 29.10.2021г.; установить факт участия Сергеева С.А. в боевых действиях по "Выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республика Абхазия с 08 августа 2008 года по 22 августа 2008 года"; признать Сергеева С.А. имеющим право на присвоение звания "Ветеран боевых действий", в связи с чем обязать Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в лице Комиссии Южного военного округа повторно рассмотреть заявление о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий", поданное 01.09.2020г.; обязать Военный комиссариат Республики Крым выдать Сергееву С.А. удостоверение "Ветеран боевых действий" в течении 60 рабочих дней с момента оформления соответствующего удостоверения.
Решением Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 15 марта 2022 года исковые требования Сергеева С.А. удовлетворены частично; установлен факт участия Сергеева С.А. в боевых действиях по выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 10 августа 2008 года по 22 августа 2008 года; признан незаконным отказ и отменено решение Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 29.10.2021г. об отказе Сергееву С.А. в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий"; возложена обязанность на Комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий повторно рассмотреть обращение Сергеева С.А. о выдаче удостоверения ветерана боевых действий; в удовлетворении иной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 3 августа 2022 года решение районного суда отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Сергеев С.А. просит отменить указанные судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что основываясь на Федеральном законе "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, разделом III "Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года" (абзац введен Федеральным законом от 17.12.2009 N 311-ФЗ, вступил в силу 1 января 2010 года) и предоставив на рассмотрение Комиссии запись в военном билете на стр.5 п.12-13 "Нахождение на территории и ее территориальных водах, в связи с выполнением задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ с 10 по 28.08.2008г. в составе экипажа в/ч 53006"3" в должности старшего машиниста трюмного", "Заключение командования воинской части об использовании в военное время: ВУС-364 (военно-морская специальность: корабельные системы и устройство) ст. машинист-трюмный НК ВМФ", с гербовой печатью; выписку из навигационно-вахтенного журнала в/ч 53006"3" (РКА "Р-239") о том, что матрос Сергеев С.А, в целях восстановления мира и безопасности в зоне Грузино-осетинского конфликта находился на борту с 09 августа 2008г. по 05 ноября 2008г, с гербовой печатью; сведения из архивной справки N4251 от 02.06.2020 (Выписка из приказа командира войсковой части 53006 от 06.08.2008 года N0158) подтверждающие факт нахождение Сергеева С.А. на борту РКА "Р-239" с 09.08.2008 года по 22.08.2008 года и привлекавшийся к выполнению задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживавших на территории Южной Осетии и Абхазии. По мнению кассатора, он в полном объеме в соответствии с действующим законодательством доказал факт участия в боевых действиях.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительности причин своей неявки не представили.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что согласно данным военного билета серии AM N Сергеев С.А. проходил срочную военную службу по призыву с 14.06.2007г. по 09.11.2008г. в рядах ВМФ в городе Севастополе, в том числе в период с 09.08.2008г. по 05.11.2008г. прикомандирован в состав воинской части 53006 (рка Р-239) для выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Южной Осетии и Абхазии.
Согласно данным выписки из навигационного-вахтенного журнала в/ч 53006-3 матрос Сергеев С.А. в целях восстановления мира и безопасности в зоне грузино-осетинского конфликта находился на борту с 09.08.2008г по 05.11.2008г.
Согласно данным архивной справки исх. N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Филиалом Центрального архива ФГКУ (Архив Военно-Морского Флота) допущена на боевое дежурство по флоту в период с 08.08.2008г. по 05.09.2008г. корабельная ударная группа в составе... сил наращивания - рка "Р-239", в поименном списке военнослужащих ракетного катера рка "Р-239", заступающих в боевое дежурство по флоту, числится матрос Сергеев С.А, старший машинист трюмный рка "Р-60" - страшим машинистом трюмным рка "Р-239".
01.09.2020г. Сергеев С.А. обратился к Военному комиссару Республики Крым с заявлением, в котором просил ходатайствовать перед председателем комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий на территории Южной Осетии и Абхазии в составе войсковой части 53006 в период 09.08.2008г. по 22.08.2008г. на должности старший машинист трюмный рка "Р-60", к заявлению приложены: копия паспорта гражданина РФ, копия военного билета, фотографии, архивная справка ЦА филиала архива ВМФ.
Согласно данным выписки из протокола 29 заседания комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от 24.09.2020г, по результатам рассмотрения заявления Сергеева С.А. принято решение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку в представленных документах отсутствуют выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающих даты или периоды выполнения Сергеевым С.А. задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года; документы, подтверждающие получение Сергеевым С.А. в связи с выполнением задач ранения, контузии или увечья; реализованный наградной материал на Сергеева С.А, в связи с чем, документы возвращены на до оформление Военному комиссару Республики Крым для повторного направления запроса в архив на истребование соответствующей документации.
Согласно данным выписки из протокола 2.10 29.10.2021г. заседания комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, по результатам рассмотрения заявления Сергеева С.А. принято решение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку в представленных материалах отсутствуют выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающих даты или периоды выполнения Сергеевым С.А. задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года; документы, подтверждающие получение Сергеевым С.А. в связи с выполнением задач ранения, контузии или увечья; реализованный наградной материал на Сергеева С.А.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Сергеева С.А, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280, частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт участия истца в составе экипажа ракетного катера "Р- 239" в боевых действиях, выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 08 августа 2008 года по 22 августа 2008 года, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым не согласилась с выводами суда первой инстанции, и указывая на отсутствие надлежащих доказательств, предусмотренных законом, для выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий, пришла к выводу об отсутствии оснований у суда первой инстанции для удовлетворения иска, в связи с чем, отменяя решение суда первой инстанции приняла решение об отказе Сергееву С.А. в возложении обязанности на ответчиков по выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения, с соблюдением процессуального права.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
При этом законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд требований, при соблюдении которых гражданин может приобрести статус ветерана боевых действий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").
Как следует из раздела III Приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам отнесены, в том числе лица, выполнявшие задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 08 по 22 августа 2008 года.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
С 16 октября 2012 года вступил в действие Приказ Минобороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9 Приложения к Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий направляется обращение. К обращению прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Таким образом, существенным для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения является наличие документов, подтверждающих прохождение военной службы на территории государства и в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах"), а также наличие документов, подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях (выполнении задач).
В соответствии с разделом III указанного перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесено выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 8 по 22 августа 2008 года.
Периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в боевых действиях (выполнении задач) устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленный федеральным законодателем в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться, как ущемляющий права граждан (Постановление от 15 ноября 2011 года N 24-П; Определения от 16 ноября 2006 года N 506-О, от 29 мая 2007 года N 356-О-О и др.).
Таким образом, законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения следующих условий: фактического участия в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях и в определенные периоды; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.
Порядок выдачи гражданам удостоверений ветерана боевых действий урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", а также изданными во исполнение данного Постановления ведомственными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 3 и 4 указанной Инструкции основанием для выдачи удостоверений является документально подтвержденный факт выполнения лицами, указанными в пункте 1 настоящей Инструкции, задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций, а также факт выполнения ими правительственных боевых заданий.
В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для выдачи удостоверения, рассматриваются приказы (выписки из приказов), записи в военных билетах (для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву), архивные справки (справки), записи в послужных списках личных дел, записи в трудовых книжках, командировочные удостоверения, а при необходимости - документы о полученном ранении (контузии, увечье) и наградные документы, иные документы.
Как усматривается из материалов дела, в подтверждение факта участия Сергеева С.А. в боевых действиях в период проведения выполнения задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 08 августа 2008 года по 22 августа 2008 года им представлены суду, архивная справка N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой допущена на боевое дежурство по флоту в период с 08.08.2008г. по 05.09.2008г. корабельная ударная группа в составе... сил наращивания - рка "Р-239", в поименном списке военнослужащих ракетного катера рка "Р-239" заступающих в боевое дежурство по флоту, числится матрос Сергеев С.А.; выписка из навигационно-вахтового журнала в/ч 53006, военный билет.
Однако, вопреки доводам кассационной жалобы Сергеева С.А, документы о привлечении экипажа ракетного катера рка "Р-239" к выполнению задач с 09 по 22 августа 2008 года по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, не свидетельствуют об участии экипажа, именно в боевых действиях.
Сам по себе факт входа судна в территориальные воды Грузии и выхода из них не свидетельствует об участии экипажа в боевых действиях.
Таким образом, устанавливая факт участия истца в боевых действиях не подтвержденным надлежащими доказательствами, суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, а выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену апелляционного постановления судом не допущено.
Доводы заявителя о том, что собранные им доказательства подтверждают обоснованность заявленных им требований, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных сторонами доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях, выданных органами военного управления, в материалах гражданского дела не имеется, факт участия военнослужащего в боевых действиях судами не установлен, оснований для отмены судебного постановления судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
При таких обстоятельствах апелляционное определение является законными и обоснованным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для отмены указанного судебного постановления, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 3 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сергеева С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.