Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-866/2022 (УИД:70RS0001-01-2022-000914-15) по иску Крестьянова Александра Дмитриевича к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании решения незаконным в части, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, по кассационной жалобе представителя Крестьянова Александра Дмитриевича - Савченковой Людмилы Александровны на решение Кировского районного суда г. Томска от 28 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Крестьянов А.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее - ОПФР по Томской области), в котором с учётом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчика засчитать в полуторном размере в стаж для назначения страховой пенсии Крестьянову А.Д. периоды работы: с 27 июня 1981 г. по 8 марта 1982 г, с 29 июля 1982 г. по 22 ноября 1982 г, с 2 января 1985 г. по 22 августа 1987 г, с 2 декабря 1987 г. по 31 июля 1990 г, с 1 октября 1990 г. по 23 сентября 1991 г.; назначить страховую пенсию по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 7 марта 2020 г. и произвести выплату недополученной пенсии с учётом ранее выплаченной.
В обоснование заявленных требований Крестьянов А.Д. указал, что с 27 января 2006 г. является получателем пенсии, назначенной в соответствии с законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей". С 7 декабря 2019 г. ему была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, являющемуся получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей". Уведомлением от 27 мая 2020 г. ему сообщили, что при назначении пенсии была неправильно определена продолжительность страхового стажа, в связи с чем выплата страховой пенсии по старости с 1 июня 2020 г. прекращена.
С данным решением Крестьянов А.Д. не согласен, поскольку в спорные периоды он работал по трудовым договорам в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, следовательно, при назначении страховой пенсии эти периоды работы были правильно исчислены в полуторном размере.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 28 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 июля 2022 г, Крестьянову А.Д. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Крестьянова А.Д. - Савченкова Л.А. просит отменить решение Кировского районного суда г. Томска от 28 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 июля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Крестьянов А.Д. с 27 января 2006 г. пожизненно является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей".
2 декабря 2019 г. Крестьянов А.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное).
Решением УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) (Кедровый) от 11 декабря 2019 г. Крестьянову А.Д. с 7 декабря 2019 г. назначена страховая пенсия по старости бессрочно на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Томском районе Томской области (межрайонное) от 19 мая 2020 г. выплата страховой пенсии, назначенной Крестьянову А.Д, прекращена с 1 июня 2020 г. в связи с установлением ошибки при исчислении продолжительности страхового стажа, а именно в части периодов с 27 июня 1981 г. по 8 марта 1982 г, с 29 июля 1982 г. по 22 ноября 1982 г, с 2 января 1985 г. по 22 августа 1987 г, с 2 декабря 1987 г. по 31 июля 1990 г, с 1 октября 1990 г. по 23 сентября 1991 г, которые ошибочно учтены с применением льготного порядка исчисления стажа за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Указано, что при назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам силовых ведомств правовое основание для применения положений Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N2-П отсутствует.
Сведения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости изложены в уведомлении от 27 мая 2020 г. N.
Согласно данным о стаже Крестьянова А.Д. от 11 декабря 2019 г. спорные периоды работы засчитаны истцу в страховой стаж как работа, протекающая в обычных условиях с учётом территориальных условий.
Согласно трудовой книжке Крестьянова А.Д. N от 10 августа 1981 г. в период с 27 июня 1981 г. по 22 ноября 1982 г, он был трудоустроен совхозе "Пудинский" трактористом РММ, уволен в связи с призывом в ряды СА; с 22 ноября 1952 г. по 23 ноября 1984 г. проходил службу в рядах Советской Армии; с 2 января 1958 г. по 23 сентября 1991 г. был трудоустроен шофером 181 усадьбы, уволен по собственному желанию с переводом в Кедровский ГОВД; с 20 сентября 1994 г. по 26 января 2006 г. служил в ОВД 14 лет 04 мес. 06 дней.
По окончании службы в ОВД в трудовой книжке истца имеются записи с N по N, а также запись во вкладыше в трудовую книжку ВТ-1 N N о работе в иных организациях.
Согласно архивной справке от 25 февраля 2019 г. N в документах совхоза "Пудинский" за 1981-1982, 1985-1991 годы имеются следующие сведения о трудовом стаже Крестьянова А.Д.:
с 27 июня 1981 г. зачислен в штат совхоза на постоянную работу трактористом РММ с 27 июня 1981 г, оплата труда сдельная, с 9 марта 1982 г. направлен на обучение хоз. стипендиатом в Парабельское СПТУ-5 с 9 марта 1982 г, выплачивать стипендию в размере 50% среднемесячного заработка, с 22 ноября 1982 г. уволен в связи с призывом в ряды СА;
за период с 1981 г. по 1982 г. в приказах по личному составу сведений о предоставлении учебных отпусков без сохранения заработной платы, курсов повышения квалификации, о поощрениях, наказаниях не обнаружено; с 2 января 1985 г. Крестьянов А.Д. принят шофером л/автомашины, оплата труда согласно штатного расписания - приказ N от 25 декабря 1984 г.;
в период с 26 ноября 1985 г. по 7 января 1986 г. Крестьянову А.Д. шоферу МТП предоставлен очередной отпуск на 36 дней за отработанный период с 2 января 1985 г. по 1986 г, отгулы за проработанное выходные и праздничные дни, переработку часов в количестве 15 рабочих дней с 8 января 1986 г. по 24 января 1986 г.;
в период с 28 августа 1987 г. по 1 декабря 1987 г. Крестьянову А.Д. шоферу МТП предоставлен отпуск без содержания по уходу за ребёнком с 28 августа 1987 г. по 1 декабря 1987 г.;
в период с 1 октября 1988 г. по 9 декабря 1988 г. Крестьянову А.Д. шоферу ц/усадьбы предоставлены отгулы за переработку в количестве 70 дней с 1 октября 1988 г. по 9 декабря 1988;
в период с 28 апреля 1990 г. по 10 мая 1990 г. Крестьянову А.Д. водителю ц/усадьбы предоставлены отгулы за переработку;
в период с 10 октября 1990 г. по 22 ноября 1990 г. Крестьянову А.Д. водителю ц/усадьбы предоставлен очередной отпуск на 36 дней с 10 октября 1990 г. по 22 ноября 1990 г, отработанный период 1.01.900г. по 1.01.91 г.(так в документе), отгулы на 28 рабочих дней с 23 ноября 1990 г. по 25 декабря 1990 г.;
с 23 сентября 1991 г. Крестьянов А.Д. уволен из штата совхоза по собственному желанию с переводом в Кедровский ГОВД;
за период с 1985-1991 годы в приказах по личному составу сведений о предоставлении учебных отпусков, курсов повышения квалификации, о поощрениях, наказаниях не обнаружено;
совхоз "Пудинский" находился на территории г. Кедровый, с. Пудино, Томской области, которое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2001 г. N 695 относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Как следует из архивной справки Администрации города Кедровый N от 21 января 2019 г. в документах архивного фонда совхоза "Пудинский" имеются сведения о начислении Крестьянову А.Д. заработной платы за период с июля 1981 г. по март 1982 г, с января 1985 г. по ноябрь 1985 г, с февраля 1986 г. по сентябрь 1987 г, с декабря 1987 г. по октябрь 1988 г, с декабря 1988 г. по май 1990 г, июль 1990 г, октябрь 1990 г, с декабря 1990 г. по сентябрь 1991 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Крестьяновым А.Д. требований о включении периодов его работы с 27 июня 1981 г. по 8 марта 1982 г, с 29 июля 1982 г. по 22 ноября 1982 г, с 2 января 1985 г. по 22 августа 1987 г, с 2 декабря 1987 г. по 31 июля 1990 г, с 1 октября 1990 г. по 23 сентября 1991 г. в полуторном размере, суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды Крестьянов А.Д. трудился на постоянной основе, срочного трудового договора с ним не заключалось, к моменту обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости требуемый стаж (25 лет) не выработан.
При этом суд первой инстанции указал, что положения Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях В Российской Федерации" не подлежат применению при исчислении спорных периодов работы истца в полуторном размере, поскольку данный Закон действовал в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 2001 г, и не распространяется на действовавшие до его принятия правоотношения.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности это лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", определяющей периоды военной и приравненной к ней службы, работы и иные периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться также время их учёбы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчёта один год учёбы за шесть месяцев службы.
Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, указанных в статье 1 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", было впервые введено Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ).
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ статья 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" была дополнена частью 4, устанавливающей, что лица, указанные в статье 1 этого Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшим до 1 января 2015 г, было предусмотрено, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" часть 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" была изложена в новой редакции.
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ лица, указанные в статье 1 этого Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г, как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачёта совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтённые при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтёнными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим Законом.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учётом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 данного Федерального закона).
Согласно пункту 5 статьи 251 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 г. и действовавшего в спорный период, работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначаются мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет. Работникам, заключившим срочные трудовые договоры (контракты) о работе на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставляются, кроме того, дополнительные льготы. Круг работников, с которыми заключаются срочные трудовые договоры (контракты) с предоставлением дополнительных льгот, и виды этих льгот устанавливаются законодательством.
Согласно пункту 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
В соответствии с подпунктом "д" статьи 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлены дополнительно льготы, в том числе: один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Льготы, предусмотренные настоящей статьёй, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утверждённой Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. N 530/П-28, которой было предусмотрено, что льготы по исчислению общего стажа предоставлялись работникам переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что действовавшее в спорные периоды работы истца законодательство предусматривало возможность подсчёта стажа работы в льготном исчислении (год за полтора года) лишь для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям по срочному трудовому договору, прибывших самостоятельно либо переведённых из другой местности на работу в такие районы на условиях срочного трудового договора.
Установив отсутствие доказательства, подтверждающих право истца на предоставление льгот, установленных статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г, суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для зачёта спорных периодов работы истца в страховой стаж в льготном (полуторном) исчислении.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на положения Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" о том, что спорные периоды работы истца подлежат включению в страховой стаж в льготном исчислении, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, положениями абзаца 7 части 1 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что при подсчёте стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 О государственных пенсиях в Российской Федерации" введён в действие с 1 января 1992 г.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4521-1 введён в действие с 1 июня 1993 г. и не распространяется на правоотношения, действовавшие до его принятия.
Статьёй 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего с 1 января 1992 г. до 31 декабря 2001 г, предусматривалось льготное исчисление трудового стажа, и в частности, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указанием Министерства социального обеспечения РСФСР от 16 июля 1991 г. N 1-76-У "О порядке применения некоторых статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (пункт 5) разъяснялось, что при назначении пенсии в соответствии со статьёй 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" специальный стаж (15 и 20 лет) исчисляется календарно, а общий стаж может быть исчислен в льготном размере; трудовая деятельность, указанная в статье 12 названного Закона, к работе на Крайнем Севере приравнивается календарно.
Вместе с тем, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 1 которого определено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчёта стажа применяется в том случае, если с учётом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Вместе с тем на день отмены Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (1 января 2002 г.) Крестьянов А.Д. не выработал полностью необходимый стаж, соответственно исчисление выработанного им стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления страховой пенсии по старости.
В настоящее время назначение и выплата пенсий осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в котором подобных положений о льготном исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера не содержится, в связи с чем спорные периоды работы подлежат исчислению в календарном порядке.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Приведённые в кассационной жалобе доводы, сводящиеся к утверждениям о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Крестьянова А.Д, повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, основаны на неправильном толковании норм права, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 28 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Крестьянова Александра Дмитриевича - Савченковой Людмилы Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.