Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Брянцевой Н.В, Сумбаевой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой Я.Я, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-41/2022 (УИД 08OS0000-01-2022-000043-85) по административному исковому заявлению Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" к Избирательной комиссии Республики Калмыкия об оспаривании постановлений Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 15 июля 2022 г. N 1/3-7 "Об избрании председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия", N 1/5-7 "Об избрании заместителя председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия", N 1/7-7 "Об избрании секретаря Избирательной комиссии Республики Калмыкия"
по апелляционному представлению прокуратуры Республики Калмыкия и апелляционной жалобе Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 31 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, пояснения прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения представителя Избирательной комиссии Республики Калмыкия Шовуновой М.Н, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
15 июля 2022 г. Избирательной комиссии Республики Калмыкия принято постановление N 1/3-7 "Об избрании председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия" (л.д.71 том 1).
15 июля 2022 г. Избирательной комиссии Республики Калмыкия принято постановление N 1/5-7 "Об избрании заместителя председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия" (л.д.75 том 1).
15 июля 2022 г. Избирательной комиссии Республики Калмыкия принято постановление N 1/7-7 "Об избрании секретаря Избирательной комиссии Республики Калмыкия" (л.д.79 том 1).
Калмыцкое республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее по тексту - КРОПП "КПРФ") обратилось в суд с административным иском об оспаривании вышеприведенных постановлений Избирательной комиссии Республики Калмыкия, ссылаясь на принятие их в незаконном составе комиссии ввиду не включения представителя КРОПП "КПРФ" Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 июля 2022 г. N 623-VI и Указом Главы Республики Калмыкия от 11 июля 2022 г. N 138 в состав Избирательной комиссии, что нарушает права и законные интересы истца на участие в заседаниях комиссии.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 31 августа 2022 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Республики Калмыкия просил решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 31 августа 2022 г. отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов представления указывает, что в порядке главы 24 КАС РФ требования об оспаривании решений избирательной комиссии подлежат рассмотрению с обязательным извещением прокурора. Вместе с тем, судом первой инстанции не выполнено данное требование процессуального закона, прокурор о рассмотрении дела не извещался, дело рассмотрено в его отсутствие, вследствие чего прокурор был лишен возможности проверить законность решения суда от 31 августа 2022 г. в установленные сроки.
7 ноября 2022 г. определением Верховного Суда Республики Калмыкия заместителю прокурора Республики Калмыкия восстановлен срок для апелляционного обжалования решения суда от 31 августа 2022 г.
В апелляционной жалобе административный истец КРОПП "КПРФ" просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, не приняты во внимание доводы истца о необходимости приостановления производства по административному делу в связи с рассмотрением Элистинским городским судом Республики Калмыкия административных дел об оспаривании постановления Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 июля 2022 г. N 623-VI и Указа Главы Республики Калмыкия от 11 июля 2022 г. N 138, имеющих преюдициальное значение для рассмотрения настоящего административного дела.
23 ноября 2022 г. определением Верховного Суда Республики Калмыкия КРОПП "КПРФ" восстановлен срок для апелляционного обжалования решения суда от 31 августа 2022 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае, если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Такие основания для отмены решения суда первой инстанции по данному делу имеются.
Из материалов дела усматривается, что предмет спора составляют решения избирательной комиссии, связанные с избранием председателя, заместителя и секретаря Избирательной комиссии Республики Калмыкия.
Истец, оспаривая указанные постановления, исходит из незаконности состава Избирательной комиссии по тем основаниям, что в ее состав не включен представитель политической партии.
В силу положений части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 67-ФЗ) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений.
Формирование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется законодательным органом субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (часть 5 статьи 23 Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным органом субъекта Российской Федерации, другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Как законодательный орган субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 23 Федеральный закон N 67-ФЗ).
Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14 (часть 4 статьи 23 Федеральный закон N 67-ФЗ).
Частью 5 статьи 6 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2003 г. N 321-II-З "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия" установлена численность членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в количестве 12 человек.
Судом первой инстанции установлено и из материалов административного дела следует, что в связи с истечением срока полномочий Избирательной комиссии Республики Калмыкия Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия (постановление от 12 июля 2022 г. N 623-VI) и Главой Республики Калмыкия (Указ от 11 июля 2022 г. N 138) сформирован новый состав комиссии в количестве 12 человек.
Таким образом, из совокупности приведенных норм избирательного законодательства в их системном единстве и с учетом, установленных по делу обстоятельств, административное дело о признании незаконным состава Избирательной комиссии Республики Калмыкия подлежат рассмотрению и разрешению с особенностями, установленными главой 24 "Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, прокурора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вступает в процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных этим кодексом и другими федеральными законами.
В силу вышеприведенного правового регулирования участие прокурора по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации является обязательным.
Вместе с тем, из материалов административного дела следует, что административное исковое заявление об оспаривании решений Избирательной комиссии Республики Калмыкии рассмотрено в отсутствие прокурора, который к его рассмотрению не привлекался, ему не направлялись копии административного искового заявления, извещения о времени и месте судебного разбирательства.
Изложенное свидетельствует о том, что административное дело рассмотрено судом первой инстанции в нарушение требований части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку дело по административному исковому заявлению КРОПП "КПРФ" о признании постановлений Избирательной комиссии Республики Калмыкия рассмотрено в отсутствие прокурора, который о времени и месте рассмотрения дела судом не извещался, следует признать, что судом при разрешении административного спора допущены существенные нарушения процессуального права, которые не могут быть восполнены в суде апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит безусловной отмене с направлением административного дела согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 31 августа 2022 г. отменить, направить дело в тот же суд на новое рассмотрение.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 декабря 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.