Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 августа 2007 г. N А56-3064/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.П., судей Малышевой Н.Н., Пастуховой М.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Северо-западное пароходство" Горбунова Ю.С. (доверенность от 17.08.2007), Кичигина А.Н. (доверенность от 12.12.2006), Стадника А.С. (доверенность от 15.01.2007),
рассмотрев 27.08.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2007 по делу N А56-3064/2007 (судья Соколова С.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-западное пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 22.01.2007 N 17 в части доначисления 13 585 533 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2006 года и предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.
Решением суда от 16.04.2007 требование Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 16.04.2007 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что, поскольку в силу пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 180-дневный срок сбора и представления пакета предусмотренных этой статьей документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов, не распространяется на налогоплательщиков, которые в силу пункта 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговый орган таможенные декларации, то для последних момент определения налоговой базы устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ, то есть моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: либо день выполнения работ (оказания услуг), либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). В случае отсутствия у налогоплательщика на момент определения налоговой базы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ, указанные операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов в общеустановленном порядке.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество в сентябре 2006 года выполняло (оказывало) предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров.
Общество 20.10.2006 представило в Инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года, а 28.11.2006 - уточненную декларацию за указанный период. В разделе 4 этой декларации Общество указало стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов, - 140 054 940 руб.
В ходе камеральной проверки полученных деклараций налоговый орган пришел к выводу о том, что, поскольку у налогоплательщика на момент подачи деклараций отсутствуют документы, подтверждающие право на применение налоговой ставки 0 процентов в отношении 140 054 940 руб. - стоимости выполненных в сентябре 2006 года работ (оказанных услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, эта сумма подлежит налогообложению по ставке 18 процентов.
Инспекция считает, что 180-дневный срок, установленный пунктом 9 статьи 165 НК РФ, для сбора и представления в налоговый орган документов, указанных в пункте 4 статьи 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками, оказывающими перечисленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работы (услуги), не распространяется на тех налогоплательщиков, для которых не предусмотрено направление в налоговые органы грузовых таможенных деклараций.
К таким налогоплательщикам с 01.01.2006 отнесены перевозчики экспортных грузов. Для них из перечня документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, исключены грузовые таможенные декларации.
Налогоплательщики, для которых не предусмотрено направление в налоговые органы грузовых таможенных деклараций и которые на дату подачи декларации за истекший налоговый период не собрали комплект документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ, определяют налоговую базу в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ. То есть моментом определения налоговой базы для них является наиболее ранняя из следующих дат: день выполнения работ (оказания услуг) либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг).
Решением Инспекции от 22.01.2007 N 17, принятым по результатам проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений, Обществу доначислено и предложено уплатить в срок, указанный в требовании от 24.01.2007 N 42 (до 03.02.2007), 13 585 533 руб. НДС за сентябрь 2006 года, а также внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.
Общество обжаловало решение Инспекции в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, правомерно основываясь на следующем.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ выручка от реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке и транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых российскими организациями, и иных подобных работ (услуг) облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
В подтверждение права на применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в отношении указанных работ (услуг) налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ при реализации услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации морским транспортом, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в налоговые органы представляются:
- контракт или копия контракта налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение услуг по перевозке товаров;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя услуг на счет налогоплательщика в российском банке;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации или ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
С 01.01.2006 для применения нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации морскими судами, не требуется представлять в налоговые органы таможенную декларацию.
Документы (их копии), перечисленные в пункте 4 статьи 165 НК РФ, согласно пункту 9 этой же статьи представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Здесь же указано, что названный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Однако введение этого правила не означает, что налогоплательщики, для которых не предусмотрено направление в налоговые органы грузовых таможенных деклараций и которые на дату подачи декларации за истекший налоговый период не собрали комплект документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ, определяют налоговую базу в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Этот вывод подтверждается следующими положениями норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 167 НК РФ установлено, что моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Иной порядок изложен в пункте 9 статьи 167 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 9 статьи 167 НК РФ.
Каких-либо исключений для налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации, норма пункта 9 статьи 167 НК РФ не содержит.
До возникновения обязанности определять налоговую базу у налогоплательщика согласно статье 166 НК РФ отсутствует и обязанность исчислять налог с этой базы.
Следовательно, до истечения 180-дневного срока у налогового органа не имелось правовых оснований определять налоговую базу в отношении оказанных Обществом в сентябре 2006 года услуг по транспортировке экспортируемых грузов в соответствии с правилом, установленным в подпункте 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.
Непредставление Обществом одновременно с декларацией по НДС за период, в котором выполнены (оказаны) работы (услуги), документов, перечисленных в пункте 4 статьи 165 НК РФ, не является правовым основанием для взимания с него налога в порядке пункта 1 статьи 167 НК РФ.
Иное толкование закона привело бы к установлению неравного положения налогоплательщиков, применяющих налоговую ставку 0 процентов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ операции по реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, облагаются по ставке 0 процентов.
То есть при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик обязан указать в выставляемом покупателю услуг (экспортеру) счете-фактуре установленную статьей 164 НК РФ ставку налога на добавленную стоимость - 0 процентов.
Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе статьей 164 НК РФ, не предусмотрено право налогоплательщиков изменять установленные в нем налоговые ставки.
Как отмечено в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 9252/05 и 9263/05, от 04.04.2006 N 14227/05, 4240/05, от 19.06.2006 N 1964/06, от 20.06.2006 N 14555/05, 14588/05, уплата экспортерами перевозчику груза налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке товаров на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Между тем, согласно оспариваемому налогоплательщиком решению Инспекция исчислила НДС по операциям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, по ставке 18 процентов, что противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность различного применения налогоплательщиками положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Решение Инспекции повлечет предъявление перевозчиком экспортеру к оплате этой суммы налога дополнительно к цене услуг по транспортировке товара.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Инспекции от 22.01.2007 N 17.
Инспекции при подаче кассационной жалобы предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, поэтому с нее в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2007 по делу N А56-3064/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
М.Б. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 августа 2007 г. N А56-3064/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника