Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 сентября 2007 г. N А21-5608/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Любченко И.С., Хохлова Д.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "КаМоск" Петрова В.И. (решение общего собрания от 06.06.2007), Ампилогова И.В. (доверенность от 03.09.2007) от Великолукской таможни Козловой М.В. (доверенность от 23.01.2007 N 11-16/227), Иванова А.А. (доверенность от 23.01.2007 N 11-16/229),
рассмотрев 11.09.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "КаМоск" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2007 по делу N А21-5608/2006 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.),
установил:
Закрытое акционерное общество "КаМоск" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Великолукской таможни (далее - Таможня) от 25.07.2006 по делу об административном правонарушении N 10217000-89/2006, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.02.2007 (судья Гелеверя Т.А.) заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 04.06.2007 решение от 20.02.2007 отменено, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление от 04.06.2007, заявление удовлетворить. Податель жалобы считает, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку автомобили, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее - Закон N 13-ФЗ) в качестве "товара", имели право свободно осуществлять международные перевозки по любым маршрутам без уплаты таможенных платежей (использоваться в качестве "транспортных средств"), поскольку при осуществлении таких перевозок речь шла не об использовании этих автомобилей как товаров на остальной части таможенной территории Российской Федерации, а о продаже услуг. Кроме того, по мнению Общества, положения части 2 статьи 8, статьи 23 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ) позволяют сделать вывод, что ему предоставлено право выбора: действовать по нормам "старого" либо "нового" Федерального закона в течение переходного периода - 10 лет.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представители Таможни возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 24.05.2006 на Невельский таможенный пост Таможни прибыли, принадлежащие Обществу транспортные средства - тягач марки "Скания" (регистрационный номер В746АЕ39) с прицепом "Шмитс" (регистрационный номер АА838139), осуществлявшие международную перевозку груза с территории Российской Федерации (город Великие Луки) в Италию.
В ходе мероприятий таможенного контроля выявлено, что данные транспортные средства принадлежат Обществу на праве собственности, ввезены на территорию Калининградской области и оформлены в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
В графе "Особые отметки" свидетельств о регистрации транспортных средств имеется запись: "ввоз на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и Таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей".
Информации о снятии таможенных ограничений в соответствующих документах не содержится. Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны в отношении указанных транспортных средств не производилось.
Таможня посчитала, что Общество нарушило требования статьи 15 Закона N 16-ФЗ, осуществив международную перевозку по маршруту Россия, город Великие Луки, - Италия, с использованием указанных транспортных средств.
Определением от 29.05.2006 в отношении перевозчика возбуждено дело об административном правонарушении N 10217000-89/2006, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ.
Постановлением таможенного органа от 25.07.2006 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.19 КоАП РФ за пользование транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере однократной стоимости транспортных средств, являющихся предметами административного правонарушения, - 719 408 руб.
Общество обжаловало постановление Таможни в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, указав на то, что материалами административного дела не подтверждается событие административного правонарушения, вменяемого Обществу, поскольку Закон N 16-ФЗ не распространяет свое действие на транспортные средства, ввезенные и помещенные под режим свободной таможенной зоны до его вступления в силу, и Обществом не были нарушены требования таможенного режима свободной таможенной зоны.
Установив, что в действиях Общества содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции отменил решение суда, в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции является законным и обоснованным.
Согласно части 2 статьи 16.19 КоАП РФ пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в сумме от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать этот таможенный режим.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ. Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, могут потребляться исключительно на территории Калининградской области (пункт 4 статьи 9 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при условии, что юридические лица и принадлежащие им транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ приведенные нормативные положения распространяются и на лиц, поместивших транспортные средства под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления Закона N 16-ФЗ в силу.
Материалами дела подтверждается, что Общество с использованием спорных транспортных средств осуществляло международную перевозку между территорией иностранного государства и остальной частью таможенной территории Российской Федерации, что является нарушением условий таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, а следовательно, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда от 20.02.2007 и отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2007 по делу N А21-5608/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "КаМоск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 сентября 2007 г. N А21-5608/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника