Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 сентября 2007 г. N А66-2100/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Ломакина С.А. Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 05.09.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.05.07 по делу N А66-2100/2007 (судья Бажан О.М.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Вышневолоцкий текстиль" (далее - общество, ООО ТД "Вышневолоцкий текстиль") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области (далее - инспекция) от 09.01.07 N 08-21/00498 об отказе обществу в возмещении 294 007 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2006 года и об обязании инспекции возместить ему из бюджета названную сумму налога с начислением процентов.
Решением суда первой инстанции от 21.05.07 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, обществу правомерно отказано в возмещении НДС, поскольку счета-фактуры, представленные им в обоснование возмещения, содержат факсимильные подписи руководителя общества с ограниченной ответственностью "Хлопковая компания Тадтекс" (далее - ООО "ХК "Тадтекс"). то есть оформлены с нарушением требований статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Инспекция также считает что в действиях общества усматриваются признаки недобросовестного поведения, свидетельствующие об осуществлении им деятельности с целью незаконного извлечения из бюджета денежных средств путем необоснованного возмещения НДС, а не получения прибыли от продажи товаров. При этом налоговый орган указывает на отсутствие у общества кадрового состава, ликвидного имущества, систематическое предъявление им к возмещению НДС из бюджета в размере, не сопоставимом с суммой налоговых отчислений. Кроме того, инспекция ссылается на создание заявителем и его контрагентами - обществами с ограниченной ответственностью "Галс", "Волочек Текстиль" и закрытым акционерным обществом "Вышневолоцкий текстиль" "схемы" получения налоговой выгоды с использованием "виртуального холдинга".
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество представило в инспекцию декларацию по НДС за август 2006 года, в которой заявило к возмещению из бюджета 294 007 руб. налога. В письме от 27.12.06 N 163 ООО ТД "Вышневолоцкий текстиль" просит налоговый орган перечислить указанную сумму на его расчетный счет.
Инспекция 09.01.07 приняла решение N 08-21/00498 об отказе обществу в возмещении налога со ссылкой на неподтверждение понесенных им расходов, включенных в налоговый вычет. Общество оспорило решение инспекции, в арбитражный суд
Суд удовлетворил требования заявителя, правомерно указав на следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ. В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения согласно подпунктам 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. В течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, подлежащая возмещению сумма направляется на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. При этом налоговый орган самостоятельно производит зачет, о чем извещает налогоплательщика в течение 10 дней. По истечении указанного трехмесячного срока сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Получив такое заявление, налоговый орган в течение двух недель принимает решение о возврате налогоплательщику этой суммы из бюджета и в тот же срок направляет его на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства, который и осуществляет возврат налога в течение двух недель, считая со дня получения решения налогового органа.
Таким образом, в силу названных норм налоговый орган вправе в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, направить сумму, подлежащую возмещению в соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, известив его о произведенном зачете. По истечении указанного срока налоговый орган должен в двухнедельный срок со дня получения письменного заявления налогоплательщика принять решение о возврате ему суммы, которая не была зачтена в предоставленный для этого срок. Судом установлено, что инспекция, получив от заявителя декларацию по НДС за август 2006 года и заявление от 27.12.06 N 163 о возврате ему подлежащей возмещению суммы налога, решением от 09.01.07 N 08-21/00498 отказала ООО ТД "Вышневолоцкий текстиль" в возмещении НДС "ввиду неподтверждения понесенных обществом расходов, включенных в налоговый вычет".
Приведенный инспекцией в кассационной жалобе довод о нарушении положений статьи 169 НК РФ при оформлении счетов-фактур ничем не подтвержден. Обществом представлены в материалы дела подлинные счета-фактуры его контрагента - ООО "ХК "Тадтекс", в которых имеются подлинные подписи руководителей обоих организаций. Указанные счета-фактуры были предметом исследования суда, который сделал обоснованный вывод о неправомерности отказа ООО ТД "Вышневолоцкий текстиль" в возмещении НДС по этому основанию.
Доводы налогового органа об уплате НДС третьими лицами не аргументированы и не подтверждены документально, в связи с чем отклоняются кассационной инстанцией.
В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, поэтому обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, возложена на налоговые органы.
Обязанность налогового органа доказать обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта следует и из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, инспекция должна представить сведения, бесспорно подтверждающие, что действия заявителя экономически не обоснованы и направлены на создание условий для возникновения у него налоговой выгоды за счет незаконного возмещения налога из бюджета.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.06 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании исследования и оценки документов, имеющихся в материалах дела, суд установил, что обществом выполнены все условия, необходимые для применения налоговых вычетов и предъявления НДС к возмещению из бюджета, в связи с чем обоснованно признал незаконным отказ обществу в возмещении 294 007 руб. руб. налога.
Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата налогоплательщику НДС на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты.
Из материалов дела видно, что с заявлением о возврате 294 007 руб НДС заявитель обратился в инспекцию 27.12.06. В течение срока, установленного пунктом 3 статьи 176 НК РФ, инспекция неосновательно отказала в возмещении налога, поэтому суд правомерно обязал налоговый орган устранить нарушение прав общества путем возврата на его расчетный счет 294 007 руб НДС с начислением 7 528 руб. 93 коп. процентов. Размер процентов налоговым органом не оспаривается.
Следует отметить, что доводы налогового органа, приведенные им в кассационной жалобе в качестве оснований отказа в возврате обществу спорной суммы налога, не нашли своего отражения в решении инспекции от 09.01 07 N 08-11/00498. Между тем эти доводы аналогичны доводам, приведенным в отзыве на заявление общества, которые были предметом исследования суда первой инстанции. При этом суд не усмотрел в действиях общества как налогоплательщика признаков недобросовестности.
Доводы инспекции, приведенные в кассационной жалобе, по сути направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию кассационного суда.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В связи с тем, что с 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 с инспекции следует взыскать в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 102, 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21.05.07 по делу N А66-2100/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины в связи с подачей кассационной жалобы.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2007 г. N А66-2100/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника