Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 октября 2007 г. N А42-1805/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В.
рассмотрев 03.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области на определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2007 (судья Протас Н.И.) по делу N А42-1805/2007,
установил:
Индивидуальный предприниматель Мальцев Вадим Григорьевич обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области (далее - Инспекция) от 28.11.2006 N 989.
Решением арбитражного суда от 23.05.2007 заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 09.07.2007 оставил апелляционную жалобу налогового органа без движения, как поданную с нарушением требований, установленных пунктом 2 части 4 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ). Инспекции было предложено в срок до 30.07.2007 представить документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить определение суда апелляционной инстанции от 09.07.2007. В обоснование податель жалобы ссылается на то, что налоговые органы, выступая в арбитражном процессе либо в качестве заявителя, либо в качестве ответчика, осуществляют защиту государственных интересов и защиту интересов бюджета Российской Федерации и поэтому освобождены от уплаты государственной пошлины.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие. От Инспекции 24.09.2007 поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия ее представителя.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела видно, что основанием для оставления апелляционной жалобы налогового органа без движения послужило нарушение Инспекцией пункта 2 части 4 статьи 260 АПК РФ, а именно: к апелляционной жалобе не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
В обоснование своей позиции Инспекция ссылается на пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
По мнению Инспекции налоговые органы, осуществляя защиту государственных интересов или интересов бюджета, подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины независимо от того, выступают они в арбитражном суде в качестве заявителя или ответчика.
Суд кассационной инстанции считает довод Инспекции несостоятельным, поскольку в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам, в частности, относятся дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
Статьей 333.37 НК РФ не предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины для налоговых органов при обращении в арбитражные суды с апелляционными или кассационными жалобами, если они являются ответчиками по делу.
Данный вывод подтверждается рекомендациями, изложенными в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", которые касаются единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, а следовательно являются обязательными для арбитражных судов.
Отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, или ходатайства о предоставлении отсрочки (рассрочки) ее уплаты либо об уменьшении размера государственной пошлины является нарушением требований к форме и содержанию апелляционной жалобы, установленных статьей 260 АПК РФ, и основанием для вынесения в соответствии с частью 1 статьи 263 АПК РФ определения об оставлении жалобы без движения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2007 по делу N A42-1805/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2007 г. N А42-1805/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника