Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 октября 2007 г. N А42-3675/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Антиповой Ю.Н. (доверенность от 02.08.2007), от Департамента финансов Мурманской области Юриновой Е.Ю. (доверенность от 20.12.2006),
рассмотрев 23.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.12.2006 (судья Доценко Н.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 (судьи Жиляева Е.В., Зайцева Е.К., Копылова Л.С.) по делу N А42-3675/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Мурманской области в лице Департамента финансов Мурманской области (далее - Департамент) о взыскании 10 166 781 руб. 91 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2004 году льгот в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) и Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ).
Определением от 17.07.2006 требования истца о возмещении расходов о предоставления льгот во исполнение Закона N 5-ФЗ выделено в отдельное производство с присвоением делу N А42-5086/2006. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление социальной защиты населения Мурманской области, Комитет по труду и социальному развитию Мурманской области.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер исковых требований до 7 960 514 руб. 50 коп.
В судебном заседании Общество отказалось от иска к Департаменту. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в отношении Департамента прекращено.
Решением от 26.12.2006 суд удовлетворил иск Общества, взыскав в его пользу с Российской Федерации за счет средств ее казны 7 960 514 руб. 50 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление как принятые с нарушением норм материального права. Податель жалобы ссылается, что истец не доказал факт предоставления льгот и размер заявленных к возмещению убытков, поскольку представил только реестры оформления проездных документов, составленных с помощью автоматизированной системы учета "Экспресс".
В отзыве на кассационную жалобу Комитет по труду и социальному развитию (далее - Комитет) пояснил, что финансирование Закона N 181-ФЗ возложено на федеральный бюджет и средства выделялись субъектам Российской Федерации исходя из численности проживающих на его территории инвалидов. Дополнительные меры социальной поддержки инвалидов, финансируемые из средств областного бюджета, на территории Мурманской области установлены не были. Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу Минфина РФ - без удовлетворения, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить судбеные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в 2004 году предоставляло гражданам льготы по проезду на железнодорожном транспорте в соответствии с Законом N 181-ФЗ, в результате чего понесло расходы. Невозмещение расходов в полном размере послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом его уточнения.).
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 30 Закона N 181-ФЗ (в редакции от 23.10.2003) инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Пунктами 18 и 19 статьи 4 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.
Источник финансирования указанных льгот Законом N 181-ФЗ не определен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Этот Порядок действовал и в 2004 году (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80). В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводкой бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Таким образом Российская Федерация, установив Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготы в виде бесплатного проезда приняла на себя и обязанность полностью возмещать транспортным предприятиям расходы по предоставлению таких льгот за счет средств федерального бюджета.
Следовательно, суд пришел к правильному выводу о возмещении расходов организации, предоставившей соответствующие льготы, за счет средств бюджета Российской Федерации, установив недостаточность выделенных федеральным бюджетом средств на эти цели.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает недостаточно обоснованным выводы суда об обоснованности иска по размеру.
В соответствии с частью первой статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение факта предоставления льгот в рассматриваемый период Общество представило реестр АСУ "Экспресс".
Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа, и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила) продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью АСУ "Экспресс".
Пунктом 24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц отрывных талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты) и прилагаемых к отчету билетного кассира.
Поскольку истец не представил других доказательств, кроме реестра АСУ "Экспресс", в подтверждение размера заявленных расходов, то суд с учетом положений Правил пришел к неправильному выводу о доказанности факта и размера заявленных к возмещению убытков.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело -направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, исследовать все обстоятельства дела т вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.12.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2007 по делу N А42-3675/2006 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 октября 2007 г. N А42-3675/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника