Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 ноября 2007 г. N А56-48187/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Корабухиной Л.И., Самсоновой Л.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области Тихановой Л.И. (доверенность от 27.09.2007 N 03-05/42),
рассмотрев 19.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2007 (судья Цурбина С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 (судьи Зотеева Л.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-48187/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕСТРАНС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (далее - инспекция) от 19.09.2006 N 10-11/6746 в части отказа в возмещении 474 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2006 года, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначисления НДС за февраль и май 2006 года, соответствующих пеней и налоговых санкций, требования от 19.09.2006 N 10-11/61852 об уплате налога и решения от 19.09.2006 N 10-11/61854 о взыскании налоговой санкции.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 22.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.08.2007, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить принятые судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, в случае непредставления таможенной декларации моментом определения налоговой базы будет являться в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ наиболее ранняя из дат в соответствии с принятой налогоплательщиком учетной политикой. Налоговый орган считает, что установленное пунктом 9 статьи 167 НК РФ правило о 180-дневном сроке представления документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0%, не распространяется на налогоплательщиков, для которых не предусмотрено направление в налоговые органы грузовых таможенных деклараций. Кроме того, на представленной копии международной товарно-транспортной накладной (CMR) N 0800866 отсутствует отметка пограничного таможенного органа "Товар вывезен".
Общество и третье лицо надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, общество оказывает услуги по международным перевозкам, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0% на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Общество 20.06.2006 представило в инспекцию налоговые декларации по НДС и по НДС по налоговой ставке 0% за май 2006 года, а также документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
По результатам камеральной проверки представленных документов налоговый орган принял решение от 19.09.2006 N 10-11/6746, которым признал обоснованным применение обществом налоговой ставки 0% при реализации услуг в сумме 4 612 967 руб., возместил 390 345 руб. и 439 989 руб. НДС, отказал в возмещении 474 руб. налога, доначислил 440 523 руб. НДС за февраль 2006 года, 627 989 руб. - за май 2006 года, начислил 38 411 руб. 97 коп. пеней, а также привлек к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату НДС за февраль 2006 года в виде взыскания 88 105 руб. штрафа и за май 2006 года - 37 600 руб. штрафа.
На основании решения инспекция выставила обществу требования от 19.09.2006 N 10-11/61852 об уплате 440 523 руб. НДС за февраль 2006 года, 188 000 руб. за май 2006 года, 38 411 руб. 97 коп. пеней и N 10-11/61853 об уплате налоговой санкции, а также приняла решение N 10-11/61854 о взыскании налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 37 600 руб. за май 2006 года.
Общество оспорило решения и требования налогового органа в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, указав, что инспекция неправомерно отказала обществу в применении налогового вычета при соблюдении им условий и представлении всех документов в подтверждение права на налоговый вычет, неправильно применила положения статьи 167 НК РФ, что привело к неправомерному доначислению НДС, начислению пеней и штрафов за февраль и май 2006 года.
Кассационная инстанция считает, что суды удовлетворяя заявление, правомерно исходили из следующего.
Согласно представленной обществом декларации по НДС по ставке 0% за май 2006 года сумма налога, исчисленная к возмещению за данный период, составила 390 819 руб. (код строки 010), налоговая база (оборот по реализации услуг по перевозке, оказанных в феврале 2006 года) - 4 618 567 руб. В разделе 4 декларации отражена стоимость товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0%. Общая сумма реализации составила 7 168 764 руб.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ выручка от реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке и транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых российскими организациями, и иных подобных работ (услуг) облагается НДС по ставке 0%.
В подтверждение права на применение ставки НДС в размере 0% в отношении указанных работ (услуг) налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 165 НК РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза и (или) ввоза товаров, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы территории Российской Федерации и (или) ввезен на территорию Российской Федерации. Указанная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 этой статьи;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса). Положения настоящего подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
С 01.01.2006 для применения нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации, не требуется представлять в налоговые органы таможенную декларацию.
Документы (их копии), перечисленные в пункте 4 статьи 165 НК РФ, согласно пункту 9 этой же статьи представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Однако из содержания и смысла этих норм не следует, что налогоплательщики, для которых не предусмотрено направление в налоговые органы грузовых таможенных деклараций и которые на дату подачи декларации за истекший налоговый период не собрали комплект документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ, определяют налоговую базу в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Пунктом 1 статьи 167 НК РФ установлено, что моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7-11, 13-15 статьи 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Иной порядок изложен в пункте 9 статьи 167 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае, если полный комплект документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 9 статьи 167 НК РФ.
Каких-либо исключений для налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации, положения пункта 9 статьи 167 НК РФ не содержат.
Непредставление обществом одновременно с декларацией по НДС за период, в котором выполнены (оказаны) работы (услуги), документов, перечисленных в пункте 4 статьи 165 НК РФ, не является правовым основанием для взимания с него НДС в порядке пункта 1 статьи 167 НК РФ.
Иное толкование закона привело бы к установлению неравного положения налогоплательщиков, применяющих налоговую ставку 0%.
Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе статьей 164 НК РФ, не предусмотрено право налогоплательщиков и налоговых органов изменять установленные в нем налоговые ставки.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 N 4240/05" следует читать "постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 N 14240/05"
Как отмечено в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 9252/05, N 9263/05, от 04.04.2006 N 14227/05, N 4240/05, от 19.06.2006 N 1964/06, от 20.06.2006 N 14555/05, N 14588/05 уплата экспортерами перевозчику груза НДС по ставке 18% при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке товаров на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Между тем, согласно оспариваемому налогоплательщиком решению, инспекция исчислила НДС по операциям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, по ставке 18%, что противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность различного применения налогоплательщиками положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку инспекции на представление обществом копии международной товарно-транспортной накладной (CMR) N 0800866 без отметки таможенного органа "Товар вывезен". Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем в налоговый орган были представлены документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, в числе которых была представлена CMR N 0800866 с отметками таможенных органов о поступлении товара и разрешении его вывоза, а также с отметкой иностранного получателя товара. Поскольку в товаросопроводительном документе должна содержаться отметка пограничного таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление вывоза товара, требование налогового органа о наличии дополнительных таможенных отметок, выполненных пограничным таможенным органом, не соответствует положениям законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что обществом были собраны и представлены в налоговый орган все подтверждающие документы до истечения установленного срока, правовых оснований для доначисления НДС, начисления пеней и штрафов у инспекции не имелось, тем более за февраль 2006 года при проверке налоговой декларации за другой налоговый период.
Ввиду изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа нет.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2007 по делу N А56-48187/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.9 ст.167 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подп.1 - 3, 8 и 9 п.1 ст.164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным услугам является последний день месяца, в котором собран полный комплект документов, предусмотренных ст.165 НК РФ. В случае, если полный комплект документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по указанным услугам определяется в соответствии с подп.1 п.1 ст.167 НК РФ, если иное не предусмотрено п.9 ст.167 НК РФ.
Общество, оказывающее услуги по международной перевозке, в представленной 20.06.2006 года налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% за май 2006 года, а также документами, предусмотренными п.4 ст.165 НК РФ.
Налоговый орган считает, что в связи с отсутствием у налогоплательщика обязанности представлять грузовую таможенную декларацию, на него не распространяется 180-дневный срок сбора документов в подтверждение нулевой ставки НДС. Следовательно, он должен был определить налоговую базу в отношении услуг за май 2006 года в момент отгрузки.
Суд указал, что из содержания п.9 ст.167 НК РФ не следует, что налогоплательщики, для которых не предусмотрено направление в налоговые органы грузовых таможенных деклараций и которые на дату подачи декларации за истекший налоговый период не собрали комплект документов, предусмотренных п.4 ст.165 НК РФ, определяют налоговую базу в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ на день отгрузки (передачи) услуг или на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг.
Таким образом, непредставление обществом одновременно с декларацией по НДС за период, в котором оказаны услуги, документов, перечисленных в п.4 ст.165 НК РФ, не является правовым основанием для взимания с него НДС в порядке п.1 ст.167 НК РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2007 г. N А56-48187/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника