Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 ноября 2007 г. N А56-15437/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 июля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Казанцевой Р.В. и Нефедовой О.Ю.,
при участии от ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга" Орешко Н.А. (доверенность от 22.08.2007),
рассмотрев 15.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2007 по делу N А56-15437/2007 (судья Несмиян С.И.),
установил:
Открытое акционерного общество "Морской порт Санкт-Петербурга" (далее - Порт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Дорога) о восстановлении на лицевом счете N 6204384 в Санкт-Петербургском технологическом центре по обработке перевозочных документов (далее - ТехПД) 1 201 500 руб., списанных в качестве штрафа за неочистку вагонов по перечню железнодорожных документов от 10.07.2006 N 185.
Решением от 09.07.2007, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, в иске отказано.
В кассационной жалобе Порт, ссылаясь на неправильное, по его мнению, применение судом норм материального права, просит решение отменить, иск удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу, Дорога, ссылаясь на ее необоснованность, просит решение от 09.07.2007 оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Порта поддержал доводы кассационной жалобы.
Дорога надлежаще уведомлена о времени и месте слушания дела, однако своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Между Портом и федеральным государственным унитарным предприятием "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" - правопредшественником Дороги 21.11.2002 заключен договор N 29/ЖД/02-1820-ОЖД о централизованных расчетах за услуги железной дороги (далее - Договор).
В соответствии с разделом 2 Договора и дополнительным соглашением от 01.02.2003 N 1 к Договору расчеты по плате за пользование вагонами, дополнительным сборам (услугам), договорным тарифам, штрафам, провозным платежам производятся централизовано со счета N 6204384 в ТехПД.
Согласно пункту 3.1 Договора суммы начисленных штрафов предъявляются Порту станцией "Новый Порт" Дороги в виде счетов с приложением документов, подтверждающих основание и размер начисленных штрафов.
Дорога 10.07.2006 на основании 49 актов общей формы, составленных станцией "Новый Порт", в безакцептном порядке списала со счета Дороги N 6204384 в ТехПД 1 201 500 руб. в качестве штрафа за неочистку вагонов от остатков фанеры, угля, порошка черного цвета.
Порт, считая неправомерным списание указанной суммы с его счета в ТехПД, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование своею требования Порт указал на следующее:
- Дорога не вправе была в безакцептном порядке списать денежные средства, поскольку счет на оплату штрафа в сумме 85 000 руб. ею в адрес Порта не направлялся, а в отношении списания штрафа на общую сумму 1 116 000 руб. по счетам N 39, 43, 48 истец возражал, о чем уведомил Дорогу в письмах от 19.06.2006;
- поводом к списанию Дорогой денежных средств явились 49 накопительных карточек, однако они Порту не предъявлялись и им не подписывались, что в силу пункта 6.11 Типового технологического процесса товарных контор станций и технологических отделов отделений железных дорог по обработке перевозочных документов (ТехПД), утвержденных Министерством путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС РФ) 17.11.1993, является основанием для взыскания штрафов в претензионном порядке;
- фанера, уголь и порошок черного цвета, остатки которых зафиксированы в актах общей формы, истцом не перевозились, а потому у него отсутствовали основания для очистки от них вагонов;
- часть актов общей формы являются недействительными, поскольку они со стороны Дороги в нарушение пункта 3.5 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов), со стороны Дороги подписаны одним представителем.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа. Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 8 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 46 (далее - Правила), при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов. Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которые не выдаются вместе с грузом.
Из указанных норм следует, что грузополучатель, осуществляющий своими средствами выгрузку, обязан очистить вагоны не только от остатков перевозимого в его адрес груза, но и от остатков ранее перевозимых грузов.
Согласно статье 103 УЖТ РФ в случае нарушения грузополучателем требований, установленных статьей 44 УЖТ РФ, грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере 45 и 15 размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.
Как следует из материалов дела, после выгрузки вагонов средствами Порта на станции "Новый Порт" Дороги установлен факт неполной очистки вагонов, о чем составлены акты общей формы.
Названные акты подписаны представителем Порта, при этом какие-либо претензии и замечания по их подписанию со стороны Дороги неуполномоченными лицами (лицом) истец в порядке, предусмотренном пунктом 3.2.4 Правила составления актов, ответчику не направлял.
Ссылка Порта в названных актах на то, что в соответствии с пунктом 6.10 Правил перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении, утвержденных 22.01.1991 министерствами путей сообщения СССР, морского флота СССР и внешних экономических связей СССР, после выгрузки вагоны должны быть очищены средствами Порта только от остатков прибывшего по данной накладной груза и относящегося к этому грузу реквизита, является необоснованной, поскольку названная норма в силу статьи 129 УЖТ РФ не подлежит применению.
Поскольку факт нарушения Портом требований статьи 44 УЖТ РФ подтвержден надлежащими доказательствами, то Дорога правомерно начислила ему установленный статьей 103 УЖТ РФ штраф.
В связи с тем, что Договор предусматривает проведение расчетов по штрафам через ТехПД, Дорога правомерно списала 1 201 500 руб. штрафа со счета Порта в безакцептном порядке.
Ввиду того, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2007 по делу N А56-15437/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2007 г. N А56-15437/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника