Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 9 июля 2007 г. N А56-15437/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2007 г.
Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Несмияна С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной Ю.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску: истец ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" ответчик ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 1 201 500 рублей
при участии
от истца: ст. ю/к Корнеевой Н.О., дов-ть N 3-юр от 09.01.07 г.
от ответчика: вед. ю/к Лебедевой М.А., дов-ть N 11/2-01 от 15.01.07 г.
установил:
ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" просит обязать ОАО "Российские железные дороги" восстановить на лицевом счете N 6204384 в СПб ТехПД запись на сумму 1 201 500 рублей, списанную в качестве штрафа за неочистку вагонов по перечню ж.д. документов N 185 от 10.07.2006 года. Истец полагает, что очистка вагона от остатков чужого груза, который не доставлялся в адрес порта, является обязанностью перевозчика. В обоснование иска истец ссылается на нарушение ответчиком порядка оформления документов по факту неочистки вагонов в виде неуказания в ведомости подачи уборки вагонов о составлении актов общей формы и о допущенных грузополучателем нарушениях при разгрузке вагонов, на непредставление порту накопительных карточек. Также истец указывает на ошибочность выводов о допустимости списания штрафа в безакцептном порядке по условиям заключенного сторонами договора от 21 ноября 2002 года N 29/ЖД/02 о централизованных расчесах.
ОАО "РЖД" иск не признало, ссылаясь на доказанность факта неочистки истцом вагонов и правомерностью списания ответчиком штрафа при отсутствии возражений истца по факту начисления штрафа, как это обусловлено заключенным сторонами договором.
Из материалов дела видно, что между ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и ОАО "Российские железны дороги заключен договор от 21 ноября 2002 года N 29/ЖД/02 1820-ОЖД о централизованных расчетах за услуги железной дороги.
В соответствии с п.2.1 указанного соглашения расчеты, в том числе по штрафам, связанным с осуществлением перевозки грузов, производятся централизованно с лицевого счета плательщика ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" N 6204384 в СПб ТехПД. Согласно пункту 3.1 соглашения суммы начисленных штрафов предъявляются порту станцией Новый Порт в виде счетов с приложением документов, подтверждающих основания и размер начисленных штрафов, договор не связывает право бесспорного списания с согласием или отказом порта с предъявленным штрафом.
В период с 29.05.2006 года по 16.06.2006 года ОАО "РЖД" выставило ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" счета для оплаты штрафа за неочистку вагонов NN 39, 43, 48 на общую сумму 1 116 000 рублей. ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" утверждает, что по 46 Актам общей формы на общую сумму 1116 000 рублей оно отказалось от списания штрафа, а счет на штраф 85 500 рублей по 3 Актам общей формы к оплате не предъявлялся. Указанный довод истца не основан на доказательствах. Сумма штрафа правомерно списана со счета истца в порядке осуществления централизованных расчетов. Доводы заявителя о недопустимости по условиям заключенного сторонами соглашения от 21 ноября 2002 года N 29/ЖД/02-1820-ОЖД о централизованных расчетах безакцептного списания штрафа, ошибочны. Договор не связывает право бесспорного списания с согласием или отказом порта с предъявленным штрафом.
В соответствии со ст.44 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) после выгрузки грузов вагоны в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи грузополучателем (получателем) или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов. При нарушении вышеуказанных требований грузополучатель уплачивает перевозчику штраф в размере 45 МРОТ за вагон на основании ст. 103 УЖТ РФ.
Факт неочистки ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" вагонов подтвержден актами общей формы, в которых зафиксировано наличие остатков груза вагонов после их разгрузки истцом.
Представитель ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" присутствовал при составлении актов общей формы и подтвердил, что в вагонах имеются остатки ранее перевозимого груза. Поскольку в отношении данных актов в соответствии с требованиями п.3.2.4 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 в течение суток со дня их составления ОАО "морской порт Санкт-Петербург" не направило разногласий или возражений, суд считает указанные акты надлежащими доказательствами факта неочистки нагонов.
В соответствии с пунктами 8, 9 Правил очистки вагонов и промывки контейнеров после выгрузки грузов при обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.
Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Переводчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.
При выгрузке грузов средствами грузополучателя и местах общего пользования оставшиеся после выгрузки и счистки вагонов, контейнеров мусор, остатки груза, крепления, упаковки и других материалов подлежат вывозу грузополучателем со станции одновременно с грузом.
Представляется, что Правила совершенно недвусмысленно возлагают очистку вагона от остатков ранее перевозимого в них груза на груз получателей. При таких обстоятельствах иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 156, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В иске отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 9 июля 2007 г. N А56-15437/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника