Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 ноября 2007 г. N А56-17005/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 сентября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В., судей Коробова К.Ю., Шпачевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 26 по СанктПетербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2007 по делу N А56-17005/2007 (судья Никитушева М.Г.),
установил:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Юнтолово" (далее - Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 23.07.2007 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, судом, признавшим отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, неправильно применены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, для участия в судебном заседании представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, 23.05.2007 Инспекцией проведена проверка принадлежащего Обществу магазина, расположенного по адресу Санкт-Петербург, ул. Глухарская, д. 5 к. 3.
По результатам проверки составлен акт от 23.05.2007 N 011784, протокол изъятия доказательств от 23.05.2007 N 011784-и, протокол об административном правонарушении от 07.06.2007 N 011784.3 ю-алк, в соответствии с которыми Обществу вменено нарушение, выразившееся в розничной продаже двух видов алкогольной продукции без сопроводительных документов, заполненных в соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872, от 31.12.2005 N 864 - разделы "Б" справки к товаротранспортной накладной не были заверены подписью уполномоченного лица и печатью Общества.
Указанные обстоятельства Обществом не оспариваются и подтверждаются материалами дела.
Суд установил, что в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, то есть за отсутствие справки к товаротранспортной накладной.
Кроме того, по мнению суда, в действиях Общества отсутствует нарушение иных правил продажи алкогольной продукции. Как указано в решении, отсутствие в справке к товарно-транспортной накладной подписи и печати организации покупателя не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
С данным выводом согласиться нельзя в связи со следующим.
Так, частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение иных, не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной является одним из сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, без наличия которых невозможно осуществление оборота данной продукции.
Согласно пункту 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, установлен пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила) при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию, в том числе и с документами, подтверждающими легальность продукции. Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Пунктом 139 Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, согласно пунктам 2, 4 и 5 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864, заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции. Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Документы на алкогольную продукцию, в том числе товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним надлежаще заполненные справки, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
Поскольку у Общества фактически имелись справки к товарно-транспортным накладным с разделом "Б" на реализуемую алкогольную продукцию, однако эти документы не были оформлены надлежащим образом, Обществом нарушены иные правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с такой квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, но Общество не может быть привлечено к административной ответственности в связи с истечением сроков давности, установленных в статье 4.5 КоАП РФ, в связи с чем кассационная инстанция, принимая решение об отмене обжалуемого судебного акта и прекращении производства в арбитражном суде, не возвращает административному органу протокол об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2007 по делу N А56-17005/2007 отменить.
Производство по делу прекратить.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 ноября 2007 г. N А56-17005/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника