Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 ноября 2007 г. N А56-14062/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 июля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Михайловской Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии президента Санкт-Петербургской общественной организации инвалидов "Невские казаки" Алексеева Б.И. (протокол общего собрания от 30.03.2003 N 1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу Киниченко И.В. (доверенность от 02.07.2007 N 01-16/12),
рассмотрев 22.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской общественной организации инвалидов "Невские казаки" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2007 (судья Мирошниченко В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 (судьи Протас Н.И., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-14062/2007,
установил:
Санкт-Петербургская общественная организация инвалидов "Невские казаки" (далее - Организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 29.03.2007 N 2 в части взыскания с заявителя 514 696 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год, 117 852,63 руб. пеней и 102 939,2 руб. штрафа.
Решением от 06.07.2007 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, признав неправомерным применение Организацией статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к правоотношениям по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы).
Суд апелляционной инстанции постановлением от 29.08.2007 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы заявителя.
В кассационной жалобе Организация просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, Организация на законном основании не начисляет страховые взносы, так как использует льготу по единому социальному налогу (далее - ЕСН), предусмотренную статьей 239 НК РФ, а в силу статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) "для формирования базы по страховым взносам любая организация обязана руководствоваться всеми статьями главы 24 Налогового кодекса РФ". При этом заявитель считает, что для Организации любая сумма страховых взносов, начисленных к уплате в Пенсионный фонд РФ, будет превышать сумму ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, что в силу статьи 243 НК РФ признается излишне уплаченным налогом, подлежащим возврату налогоплательщику.
В судебном заседании представитель Организации поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 06.03.2007 N 2 Инспекция в ходе выездной проверки соблюдения заявителем налогового законодательства в период с 01.01.2005 по 01.02.2007 и законодательства об обязательном пенсионном страховании в 2005 году выявила ряд правонарушений. В частности, налоговый орган установил (пункт 4 акта проверки), что в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ Организация не исчисляла и не уплачивала в проверяемый период страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а в представленных ею расчетах авансовых платежей и декларации по ЕСН за 2005 год не отражена база для начисления названных взносов.
Решением от 29.03.2007 N 2 Инспекция привлекла заявителя по указанному эпизоду проверки к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 27 Закона N 167-ФЗ, в виде 101 939,2 руб. штрафа, предложив ему уплатить названную сумму санкции, 514 696 руб. страховых взносов за 2005 год и 117 852,63 руб. пеней.
Организация в судебном порядке оспорила решение налогового органа в части начисления недоимки, пеней и штрафа по страховым взносам, ссылаясь на то, что использует льготу по ЕСН, предусмотренную пунктом 2 статьи 239 НК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно указал на то, что положения статьи 239 НК РФ не распространяются на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно статье 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Данное определение страховых взносов не соответствует понятию налога, приведенному в пункте 1 статьи 8 НК РФ. В силу Закона N 167-ФЗ и Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исключены из состава ЕСН, в связи с чем на указанные взносы не может распространяться статья 239 НК РФ, предоставляющая отдельным категориям налогоплательщиков льготы по ЕСН. Следовательно, названная статья Налогового кодекса не распространяется на правоотношения по уплате страховых взносов. Вместе с тем, Закон N 167-ФЗ не содержит специальные нормы, предоставляющие общественным организациям инвалидов льготу по уплате страховых взносов.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79.
Несостоятельным суд кассационной инстанции считает довод подателя жалобы со ссылкой на статью 10 Закона N 167-ФЗ о том, что "для формирования базы по страховым взносам любая организация обязана руководствоваться всеми статьями главы 24 Налогового кодекса РФ". Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 Налогового кодекса - "Единый социальный налог".
Таким образом, названной нормой Закона N 167-ФЗ предусмотрено применение при исчислении страхователями взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд РФ, только норм главы 24 Налогового кодекса, устанавливающих объект налогообложения и налоговую базу по ЕСН.
В данном случае по определению, приведенному в пункте 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ, Организация является страхователем и обязана в силу пункта 2 статьи 14 этого же Закона своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Поскольку заявитель не исполнял в 2005 году эту обязанность в установленные Законом N 167-ФЗ сроки, Инспекция правомерно в порядке статей 25, 25.1, 26 и 27 названного Закона начислила недоимку и пени по страховым взносам, размер которых податель жалобы не оспаривает, а также привлекла его к ответственности за неуплату страховых взносов.
В связи с изложенным несостоятельна и ссылка подателя жалобы на положения статьи 243 НК РФ, определяющей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам. Вместе с тем, в соответствии с абзацем 7 пункта 3 данной статьи в случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, то сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Таким образом, возврату в качестве излишне уплаченного налога подлежит только сумма фактически уплаченных налогоплательщиком за налоговый период страховых взносов, превышающая сумму примененного налогового вычета по ЕСН. Согласно же пункту 2 и абзацу 4 пункта 3 статьи 243 НК РФ сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму страховых взносов (налоговый вычет), не только начисленных за налоговый период по тарифам, предусмотренным Законом N 167-ФЗ, но и фактически уплаченных налогоплательщиком в Пенсионный фонд РФ за этот период.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Организации, доводы которой противоречат нормам материального права, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.07.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 по делу N А56-14062/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской общественной организации инвалидов "Невские казаки" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 ноября 2007 г. N А56-14062/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника