Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 ноября 2007 г. N А05-3114/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 сентября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 ноября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Кравченко Т.В., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 27.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.05.2007 (судья Макаревич И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 (судьи Романова А.В., Елагина O.K., Журавлев А.В.) по делу N А05-3114/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (далее - Общество, ОАО "Архангельская сбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент финансов), муниципальному образованию "Город Архангельск" в лице Департамента здравоохранения и социальной политики мэрии города Архангельска о взыскании 5 743 руб. 10 коп. расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2005 году льгот по оплате электроэнергии согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ).
Решением от 17.05.2007 иск Общества удовлетворен, с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Архангельская сбытовая компания" взыскано 5 743 руб. 10 коп. расходов. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и вынести новый судебный акт об отказе в иске к Российской Федерации. В обоснование жалобы Минфин РФ ссылается на то, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" расходы по финансированию указанных льгот не предусмотрены. Минфин РФ считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку указанные расходы должны финансироваться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество во втором полугодии 2005 года предоставляло льготы в виде скидки по оплате электроэнергии гражданам в соответствии с Указом. В результате предоставления льгот у него возникли расходы в сумме 5 743 руб. 10 коп., невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд. *
Суды пришли к выводу, что расходы Общества подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации, поскольку льготы установлены Указом и Минфин РФ не представил доказательств, что из федерального бюджета выделялись средства на реализацию установленных льгот.
Кассационная коллегия, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа для многодетных семей предусмотрена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Согласно пункту 3 Указа Минфину РФ совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных названным Указом.
В соответствии с пунктом 2 совместного письма Минфина РФ и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992 N 51/1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет местных бюджетов.
Вместе с тем решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.
Таким образом, правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных Указом льгот.
Поскольку данный вопрос до настоящего времени в части распределения соответствующих расходов между бюджетами всех уровней не урегулирован, затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренных пунктом 1 Указа, должны компенсироваться за счет средств казны Российской Федерации на что обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанции.
Такая позиция отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-0 "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - определение N 68-0).
В определении N 68-О разъяснено, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию вопроса за счет каких средств должно предоставляться лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг, предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", поэтому впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено, что факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами (справками о праве на льготы, актами сверки, списками-реестрами и другими документами) и не оспаривается сторонами. Судами также установлено, что средства из федерального бюджета на реализацию льгот, предусмотренных Указом, не выделялись, его действие на 2005 год не приостанавливалось.
При таком положений суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление являются законными, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.05.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2007 по делу N А05-3114/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2007 г. N А05-3114/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника