Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2008 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 декабря 2007 г. N А05-1003/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кустова А.А., Старченковой В.В.,
рассмотрев 29.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 14" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.05.2007 (судья Бекарова Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007 (судьи Маганова Т.В., Богатырева В.А., Чельцова Н.С.) по делу N А05-1003/2007,
установил:
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2008 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 14" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее - Управление) от 12.12.2006 N 24-06-10/1587 в части возврата средств Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) в сумме 1 213 109 руб. 20 коп.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Фонд и Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Архангельской области.
Решением суда от 04.05.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты, дело передать на новое рассмотрение. Податель жалобы полагает, что нецелевое использование средств Фонда не имело места, поскольку численность прикрепленного населения в количестве 800 человек для определения штатных нормативов и выплаты дополнительной надбавки участковым врачам-педиатрам и медицинским сестрам носит рекомендательный характер. Также Учреждение указывает, что суды необоснованно не приняли во внимание журналы и амбулаторные карты подтверждающие, по мнению истца, действительное количество обслуживаемых пациентов, которое на каждом из участков превышает 600 человек.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2008 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Правительстве Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 (далее - Постановление N 851) Фонд и Учреждение подписали договор от 16.01.2006 о выполнении Учреждением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
По условиям данного договора Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов на выполнение Учреждением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, а Учреждение обеспечивает выполнение государственного задания врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
Управление провело проверку использования Учреждением субвенций, выделенных в 2006 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за период с января по ноябрь 2006 года.
Проверкой установлено, что медицинским работникам - 7 участковым врачам-педиатрам и медсестрам этих врачей, - в нарушение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.10.2001 N 371 (далее - Приказ N 371) и письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздрав) от 13.02.2006 N 676-РХ производилась выплата субвенций в размере 10 000 руб. каждому врачу и 5 000 руб. каждой медсестре ежемесячно за оказание дополнительной медицинской помощи. Сумма необоснованных выплат за проверяемый период составила 1 213 109 руб. 20 коп., что отражено в акте от 08.12.2006.
Учреждению выдано предписание от 12.12.2006 N 24-06-10/1587 о принятии мер по возврату Фонду излишне потраченных денежных средств.
Полагая, что предписание является необоснованным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Статьей 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей), по тарифам, утверждаемым Фондом на 2006 год.
В соответствии с частью 4 указанной статьи средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 названной статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5 000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача).
Частью 12 статьи 9 Закона N 171-ФЗ определено, что порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований данной деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Постановлением N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила).
Из материалов проверки Управления следует, что выплата Учреждением субвенции 7 участковым врачам-педиатрам в размере по 10 000 руб. каждому и 5 000 руб. каждой из медсестер врачей ежемесячно, в период с января по ноябрь 2006 года производилась в нарушение требований Приказа N 371 к численности прикрепленных пациентов.
В соответствии со штатными нормативами, установленными Приказом N 371, число должностей участковых врачей-педиатров устанавливается из расчета 12,5 на 10 000 детей до 17 лет 11 месяцев 29 дней, прикрепленных к поликлинике, то есть один врач-педиатр на 800 детей (в исключительных случаях 600).
Суд установил, что на проверенных педиатрических участках численность обслуживаемого прикрепленного населения не превышает 600 детей (исходя из данных паспортов участков), и пришел к выводу, что произведенные выплаты необоснованны и израсходованы не по целевому назначению.
Поскольку полученные Учреждением денежные средства в сумме 1 213 109 руб. 20 коп. израсходованы не по целевому назначению, так как дополнительная медицинская помощь оказывалась с нарушением условий предоставления денежных средств, определенных Правилами и Приказом N 371, суд правомерно отказал Учреждению в удовлетворении заявления.
Доводы Учреждения о том, что паспорта участков не отражают действительной численности пациентов, а потому не могут быть положены в основу результатов данной проверки и оспариваемого представления, не принимаются судом.
Приказом Минздрава от 09.02.2007 N 102 "О паспорте врачебного участка (педиатрического)" утверждена учетная форма N 030/у-пед "Паспорт врачебного участка (педиатрического)".
В соответствии с пунктами 1, 2 приказа Минздрава от 19.04.2007 N 283 "Критерии оценки эффективности работы врача-педиатра участкового" для улучшения качества оказания медицинской помощи прикрепленному контингенту и мониторинга состояния здоровья детей введены критерии эффективности работы таких врачей. Основными учетными медицинскими документами при оценке эффективности работы врача-педиатра участкового являются история развития ребенка (учетная форма N 112/у), паспорт врачебного участка (педиатрического) (учетная форма N 030/у-пед) и ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях, на дому (учетная форма N 039/у-02).
Следовательно, данные паспортов педиатрических участков должны объективно отражать количество прикрепленных пациентов и оснований не принимать их при проведении проверки у Управления не имелось.
Штатные нормативы врачей-педиатров участковых в зависимости от численности населения установлены Приказом N 371, содержание которого носит императивный характер. Рекомендательный характер норм приказа Минздрава от 04.08.2006 N 5840 не отменяет действия Приказа N 371 и не противоречит ему, а регулирует порядок организации обслуживания населения по участковому принципу.
В пункте 6 приказа Минздрава от 30.12.2005 N 816 установлено, что одно дополнительное соглашение об увеличении объема выполняемой работы в связи с выполнением государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи рекомендуется заключать с работником, занимающим штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) и с соответствующей численностью обслуживаемого прикрепленного населения.
В данном случае при проведении проверки выявлен факт представления Учреждением недостоверных сведений о населении, закрепленном за участковыми врачами-педиатрами, что повлекло необоснованные дополнительные выплаты.
Доводам подателя жалобы об обслуживании врачами поликлиники детских учреждений по причине отсутствия штатных педиатров в данных учреждениях дана обоснованная и полная оценка судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.05.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007 по делу N А05-1003/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 14" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 декабря 2007 г. N А05-1003/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2008 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка