Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 декабря 2007 г. N А21-7785/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Михайловской Е.А., Троицкой Н.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Калининградский морской торговый порт" Иванова В.В. (доверенность от 03.12.07), от Калининградской таможни Окунева А.Э. (доверенность от 16.03.07 N 14),
рассмотрев 19.12.07 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Калининградской таможни и Северо-Западного таможенного управления на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.07 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.07 (судьи Семенова А.Б., Загараева Л.П., Савицкая И.Г.) по делу N А21-7785/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Калининградский морской торговый порт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Калининградской таможни (далее - таможня) от 08.12.06 N 10205000/081206/0000161 об уплате 849 376 руб. 44 коп. таможенных платежей и 117 058 руб. 23 коп. пеней.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Северо-Западное таможенное управление (далее - СЗТУ).
Решением суда от 06.04.07 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.09.07 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах таможня и СЗТУ просят отменить судебные акты, поскольку, по их мнению, суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, а изложенные в решении и постановлении выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Податели жалоб ссылаются на возмездный характер ремонта, в связи с чем декларант не вправе претендовать на полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе продукта переработки. Таможня считает, что освобождение продукта переработки от уплаты таможенных пошлин, налогов со стоимости ремонта не исключает связанности по уплате ввозных таможенных пошлин, в отношении которых были предоставлены льготы до вывозе товара на переработку. Правовая позиция таможни и СЗТУ основана на положениях статей 207 и 208 (пункты 4 и 5) Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационных жалоб, а представитель общества возражал против их удовлетворения.
Дело рассмотрено без участия представителей СЗТУ надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, согласно грузовой таможенной декларации N 02809/31038/0013187 общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и поместило под таможенный режим свободной таможенной зоны товар - контейнерный автопогрузчик "Кальмар". В 2005 году для проведения ремонта автопогрузчик вывезен из Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10205100/190805/0028273 в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории. При таможенном оформлении продукта переработки по грузовой таможенной декларации N 10205100/201205/0046030 товар вновь помещен под таможенный режим свободной таможенной зоны. При перемещении товара через таможенную границу заявитель не уплачивал таможенные пошлины, налоги.
В ходе общей таможенной ревизии СЗТУ посчитало, что при ввозе продукта переработки декларант обязан уплатить таможенные пошлины, налоги, в отношении которых были предоставлены льготы до вывоза товара с целью переработки. О наличии задолженности по уплате 849 376 руб. 44 коп. таможенных платежей и 117 058 руб. 23 коп. пеней таможня известила заявителя требованием от 08.12.06 N 10205000/081206/0000161.
Признавая оспариваемое требование таможни недействительным, суды первой и апелляционной инстанций опровергли наличие у общества обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при ввозе продукта переработки по окончании ремонта.
Кассационная коллегия считает применение в обжалуемых судебных актах норм материального права правильным, а вывозы судов обеих инстанций -соответствующими установленным ими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 207 ТК РФ полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. В отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если при выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта (пункт 1). В остальных случаях в отношении продуктов переработки предоставляется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением акцизов, которое осуществляется в следующем порядке:
1) сумма подлежащих уплате таможенных пошлин определяется как разность между суммой ввозной таможенной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной таможенной пошлины, которая применялась бы в отношении вывезенных товаров, как если бы они были выпущены для свободного обращения, если к продуктам переработки применяются специфические ставки таможенных пошлин и операцией по переработке не является ремонт, либо исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров;
2) сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров (пункт 2).
Из приведенных нормативных положений следует, что в случае проведения возмездного ремонта продукты переработки частично освобождается от уплаты таможенных пошлин, налогов. Суммы подлежащих уплате таможенных платежей определяются исходя из стоимости операций по переработке товаров.
Согласно материалам дела от уплаты данных сумм общество было освобождено в силу норм специального законодательства, регламентирующего правовые последствия помещения товара под таможенный режим свободной таможенной зоны, условиями которого не предусмотрена уплаты таможенных пошлин, налогов. Такие нормы содержатся в Федеральных законах от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (статья 7), от 22.07.05 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (статья 37), от 10.01.06 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Ленинградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (статья 9).
Правомерность освобождения общества от уплаты таможенных платежей исходя из стоимости ремонта таможенными органами не оспаривается, ссылки на положения статьи 207 ТК РФ в акте общей таможенной ревизии отсутствуют.
Как указано в пункте 4 статьи 208 ТК РФ, если продукты переработки помещаются под таможенный режим, не предусматривающий выпуска товаров для свободного обращения, суммы таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров не могут превышать суммы, исчисляемые в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 207 названного Кодекса, без учета пеней и процентов за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 цитируемой статьи.
Пунктом 5 статьи 208 ТК РФ установлено, что, если ввозятся продукты переработки товаров, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов до их вывоза (пункт 3 статьи 198), при выпуске таких товаров для свободного обращения наряду с суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии со статьей 207 Кодекса, подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношение которых были предоставлены льготы до вывоза товаров на переработку.
Применительно к сложившейся ситуации для применения положений пункта 5 статьи 208 ТК РФ отсутствуют фактические основания, поскольку продукт переработки не выпускается для свободного обращения на территории Российской Федерации, чему препятствуют территориальные ограничения оборотоспособности товара, присущие таможенному режиму свободной таможенной зоне.
По мнению кассационной инстанции, системный анализ норм статей 207, 208 ТК РФ а также положений специального законодательства об особых экономических зонах позволяет сделать вывод о том, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются во всех случаях помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, включая завершение таможенного режима переработки вне таможенной территории путем ввоза продуктов переработки.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.07 по делу N А21-7785/2006 оставить без изменения, а кассационные жалобы Калининградской таможни и Северо-Западного таможенного управления - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
|
Н.В. Троицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 статьи 208 ТК РФ установлено, что, если ввозятся продукты переработки товаров, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов до их вывоза (пункт 3 статьи 198), при выпуске таких товаров для свободного обращения наряду с суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии со статьей 207 Кодекса, подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которых были предоставлены льготы до вывоза товаров на переработку.
Применительно к сложившейся ситуации для применения положений пункта 5 статьи 208 ТК РФ отсутствуют фактические основания, поскольку продукт переработки не выпускается для свободного обращения на территории Российской Федерации, чему препятствуют территориальные ограничения оборотоспособности товара, присущие таможенному режиму свободной таможенной зоне.
По мнению кассационной инстанции, системный анализ норм статей 207, 208 ТК РФ а также положений специального законодательства об особых экономических зонах позволяет сделать вывод о том, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются во всех случаях помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, включая завершение таможенного режима переработки вне таможенной территории путем ввоза продуктов переработки."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2007 г. N А21-7785/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника