Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 января 2008 г. N А56-538/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 сентября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В. судей Корпусовой О.А. и Морозовой Н.А.,
при участии от открытого акционерного общества "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" Калетинец С.С., (доверенность от 27,11.2007 N 4611/2007) и Воскресенского М.А., (доверенность от 16.10.2007 N 4210/2007),
рассмотрев 15.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2007 по делу N А56-538/2007 (судья Градусов А.Е.),
установил:
Открытое акционерное общество "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" (далее - ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 22.08.2006 N 13-24/31595 в части отказа в возмещении из бюджета 19 346 638 руб. налога на добавленную стоимость по уточненной декларации за декабрь 2005 года.
Решением суда первой инстанции от 04.09.2007 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений статей 171, 172, 167 и 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной Обществом в мае 2006 года (22.05.2006) уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2005 года, по результатам которой принято решение от 22.08.2006 N 13-24/31595. Этим решением признано обоснованным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении выручки от реализации работ (услуг) в сумме 149 792 935 руб. предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работ (услуг), отраженной в уточненной декларации за декабрь 2005 года, а также право Общества на возмещение из бюджета 1 949 603 руб. налога на добавленную стоимость. В возмещении 19 346 638 руб. налога на добавленную стоимость по объектам строительства II пускового комплекса терминала и объектам федеральной собственности (МАП) отказано.
В решении от 22.08.2006 N 13-24/31595 Инспекция указала на то, что ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" 20.01.2006 представлена первоначальная декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 года. В этой декларации налогоплательщик отразил выручку от реализации предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работ (услуг), облагаемую налогом по ставке 0 процентов, а также предъявил к возмещению из бюджета 3 838 493 руб. налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров.
Решением налогового органа от 20.04.2006 N 13-24/3/15525 Обществу возмещено из бюджета 3 838 493 руб. налога на добавленную стоимость. В мае 2006 года налогоплательщик представил уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за тот же период, в которой предъявил к возмещению из бюджета 25 134 734 руб. этого налога. Выручка от реализации предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работ (услуг), облагаемая налогом по ставке 0 процентов, отражена в уточненной декларации в той же сумме, что и в первоначальной. В уточненную декларацию налогоплательщик включил 19 346 638,18 руб. налога на добавленную стоимость по работам (услугам), выполненным иностранными юридическими лицами при строительстве I пускового комплекса терминала, в возмещении которого ему решением налогового органа от 16.12.2005 N 13-24/3/38363 отказано по декларации за июль 2005 года.
Налоговый орган пришел к выводу, что Общество в уточненной декларации включило в состав налоговых вычетов 19 346 638 руб. налога на добавленную стоимость, предъявленного ему по работам (услугам), выполненным иностранными юридическими лицами при строительстве объектов II пускового комплекса терминала и объектов федеральной собственности (МАП).
Этот вывод Инспекции обоснован следующим. Общество выступает заказчиком-застройщиком и инвестором при строительстве нефтеналивного терминала. В соответствии с инвестиционным договором от 31.03.2003 N 2-9/03 на строительство распределительного перевалочного комплекса нефтепродуктов "ЛУКОЙЛ-II" на острове Высоцкий и договорами, заключенными с иностранными юридическими лицами, работы (услуги) производились по всем объектам терминала - I, II пусковые комплексы, объекты Морской Администрации портов (МАП). В декабре 2005 года ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" заключено с ОАО "ЛУКОЙЛ" дополнительное соглашение к договору займа от 14.03.2003 N 0310268, согласно которому заемные денежные средства, предоставленные на строительство терминала, перераспределяются между объектами, поступающими в собственность Общества и в государственную (федеральную) собственность согласно инвестиционному договору от 31.03.2003 N 2-9/03.
Следовательно, сумма налога на добавленную стоимость по работам (услугам), выполненным иностранными юридическими лицами, должна быть распределена по всем объектам строительства терминала (I, II пусковым комплексам и объектам федеральной собственности). Расчет перераспределения сумм налога на добавленную стоимость по этим объектам Обществом в Инспекцию не представлен.
По мнению Инспекции, ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" имеет право заявить к возмещению из бюджета только сумму налога на добавленную стоимость по I пусковому комплексу. В возмещении 19 346 638 руб. налога на добавленную стоимость, отнесенного налоговым органом к работам (услугам) по строительству объектов II пускового комплекса терминала и объектов федеральной собственности (МАП) отказано.
Общество, считая решение Инспекции от 22.08/2006 N 13-24/31595 незаконным в части отказа в возмещении из бюджета 19 346 638 руб. налога на добавленную стоимость по уточненной декларации за декабрь 2005 года, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требование заявителя.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, установленные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 названного Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Вычеты сумм налога, определенные пунктом 3 статьи 172 НК РФ, производятся на основании отдельной налоговой декларации (пункт 6 статьи 164 НК РФ).
В решении Инспекции от 22.08.2006 N 13-24/31595 (пункт 2 мотивировочной части) отражено, что документы, подтверждающие экспортный оборот, представлены Обществом в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ. Налоговым органом признано обоснованным применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении выручки от реализации работ (услуг) в сумме 149 792 953 руб., предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, отраженной в уточненной декларации за декабрь 2005 года.
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и порядок реализации этого права предусмотрены в статьях 171 - 172 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2005 году) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 названного Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 названного Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 6 статьи 171 НК РФ (в редакции, действующей в проверяемый период) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного и капитального строительства.
Такие вычеты в силу пункта 5 статьи 172 НК РФ производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ (то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию), или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Из материалов дела следует, что Обществом заключены два основных договора на строительство распределительного перевалочного комплекса нефтепродуктов "ЛУКОЙЛ-II" в городе Высоцке Ленинградской области:
- инвестиционный договор от 31.03.2003 N 2-9/03 между ФГУ "Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта" (Государственный заказчик), ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк" (МАП) и ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" (Инвестор);
- договор на услуги проектирования, материально-технического снабжения и строительства от 05.12.2003 б/н между ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" (Владелец), ФЛУОР Дэниел Евразия Инк. и ЗАО "ЛУКОЙЛ-Нефтегазстрой".
Финансирование проекта строительства указанного комплекса производилось налогоплательщиком как за счет заемных средств, полученных по договору займа от 14.03.2003 N 0310268 и соответствующим дополнительным соглашениям к нему, заключенным между Обществом и ОАО "ЛУКОЙЛ", так и за счет кредитных средств, привлеченных по Кредитному договору от 23.09.2003 б/н между ООО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II", Кредит Свисс Ферст Бостон Интернэшнл, Кредит Свисс Ферст Бостон, Лондонское отделение, Оверсиз Прайвит Инвестмент Корпорейшн и ХБК Кипр Лимитед.
Предоставленные налогоплательщику по кредитному договору средства должны были использоваться исключительно для целей строительства объектов распределительного перевалочного комплекса нефтепродуктов (I, II пусковые комплексы), которые после завершения их строительства поступают в собственность Общества. Объекты государственной (федеральной) собственности после завершения строительства должны быть переданы Обществом в собственность государства.
Оказание иностранными юридическими лицами услуг и выполнение работ по проекту было связано со строительством исключительно объектов собственности Общества (I, II пусковые комплексы).
С целью реализации ранее заключенных договоров 30.12.2005 Обществом и ОАО "ЛУКОЙЛ" подписано дополнительное соглашение N 03102680008 к договору займа от 14.03.2003 N 0310268, в соответствии с которым конкретизируется цель предоставления заемных средств, а также размер заемных средств, которые заемщик должен направить на финансирование работ по строительству объектов, поступающих после завершения их строительства на основании Инвестиционного договора от 31.03.2003 N 2-9/03 в государственную (федеральную) собственность, и объектов, поступающих в собственность Общества.
Сторонами указанного дополнительного соглашения была установлена конкретная сумма из предоставленных по договору займа и дополнительным соглашениям к нему средств, которая направляется заемщиком на цели строительства именно объектов государственной (федеральной) собственности. Поскольку большая часть заемных денежных средств, предоставленных по договору займа от 14.03.2003 N 0310268, была перераспределена сторонами на строительство объектов, поступающих после завершения строительства в собственность Общества, то сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная по работам (услугам) иностранных юридических лиц при вводе в эксплуатацию I пускового комплекса и ранее распределенная на объекты государственной (федеральной) собственности, была перераспределена на объекты собственности Общества.
Сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная Обществу иностранными юридическими лицами, составила 143 738 406 руб. 99 коп.
Учитывая, что оказанные Обществу иностранными юридическими лицами услуги относились исключительно к объектам собственности Общества, то сумма налога на добавленную стоимость в размере 143 738 406,99 рублей, предъявленная по работам (услугам) иностранных юридических лиц, была распределена Обществом пропорционально стоимости собственных объектов, входящих в состав I, II пусковых комплексов (том 2, листы дела 6-7), При этом доля налога, приходящаяся на I пусковой комплекс, составила 117 444 978,73 руб., на II пусковой комплекс - 25 957 076,58 руб.
Приказом об учетной политике ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" на 2005 год предусмотрено, что по операциям, относящимся к приобретению (созданию) объектов основных средств, используемых в целях оказания услуг, связанных с экспортными операциями, налог на добавленную стоимость к вычету предъявляется на всю сумму единовременно и включается в декларацию по налогу на добавленную стоимость за тот налоговый период (месяц), в котором это право возникло (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию); в отношении объектов основных средств, используемых в целях оказания услуг, связанных с экспортными операциями, а также входящих в завершенный капитальным строительством пусковой комплекс (очередь строительства), налог на добавленную стоимость к вычету предъявляется единовременно на всю сумму налога на добавленную стоимость, относящегося ко всему комплексу, и включается в декларацию по налогу на добавленную стоимость за тот налоговый период (месяц), в котором это право возникло (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был введен в эксплуатацию последний из объектов, входящих в комплекс).
Принимая во внимание названные положения, право на предъявление к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного по работам (услугам) иностранных юридических лиц при строительстве собственных объектов заявителя, входящих в состав I пускового комплекса, возникло у Общества в июле 2005 года. В декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2005 года налогоплательщик предъявил к вычету 117 444 978,73 руб. налога на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость по затратам на строительство объектов II пускового комплекса и объектов федеральной собственности к вычету не предъявлялся ("Хронология предъявления Обществом НДС к вычету, а также принятия решений налоговым органом" (том 2, листы дела 8-9). Из 117 444 978,73 руб. НДС - 96 56 632,30 руб. НДС возмещено заявителю по декларации за июль 2005 года, а 20 884 346 руб. 43 коп. решением Инспекции от 16.12.2005 N 13-24/3/38363 Обществу отказано в возмещении из бюджета этой суммы налога на добавленную стоимость по декларации за июль 2005 года.
В данном случае Общество не возражает против отказа в возмещении 1 318 111 руб. 84 коп. НДС.
219 596 руб. 41 коп. НДС Общество считает арифметической ошибкой. Следовательно, сумма налога, предъявленная в декларации за декабрь 2005 года составила 19 346 638 руб. 18 коп. (20 884 346,43 руб. - 1 318 111,84 руб. - 219 596,41 руб., том 2, листы дела 8-9).
ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II", считая, что оно имеет право на предъявление к вычету 19 346 638,18 руб. налога на добавленную стоимость по работам (услугам) иностранных юридических лиц, относящимся к строительству объектов I пускового комплекса терминала, включило эту сумму налога в состав налоговых вычетов в уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 года.
Следовательно, довод налогового органа о включении Обществом в состав налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных подрядными организациями по работам (услугам), относящимся к строительству объектов II пускового комплекса и объектов федеральной собственности (МАП), является необоснованным и недоказанным.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что включение Обществом в уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2005 года в состав налоговых вычетов 19 346 638,18 руб. этого налога, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в возмещении из бюджета спорной суммы налога.
Материалами дела подтверждается, что строительство распределительного перевалочного комплекса нефтепродуктов "ЛУКОЙЛ-II" в городе Высоцке осуществляется Обществом в целях использования этого терминала в деятельности, связанной с поставкой нефти и нефтепродуктов исключительно на экспорт. Работы по строительству объектов I пускового комплекса терминала выполнялись иностранными юридическими лицами. Общество не осуществляет операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, на территории Российской Федерации.
ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" в связи с осуществлением предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров подало в Инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Положения статьи 172 НК РФ указывают только на право налогоплательщика предъявить к вычету в полном объеме суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные подрядным организациям (заказчикам-застройщикам) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, после введения в эксплуатацию соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) и не содержат запрета на предъявление к вычету таких сумм, уплаченных по работам (услугам) подрядных организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по строительству объектов капитального строительства, используемых при оказании налогоплательщиком услуг, перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, за пределами налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло это право.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае нормы статей 171, 173, 176 НК РФ не содержат ограничений и не запрещают Обществу воспользоваться принадлежащим ему правом на налоговый вычет в более поздний налоговый период, чем тот, в котором у него возникло такое право, с учетом того, что все условия на применение налогового вычета соблюдены налогоплательщиком, является законным и обоснованным.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 31.01.2006 N 10807/05 также указал на то, что "положение абзаца третьего пункта 1 статьи 172 Кодекса указывает только на право налогоплательщика предъявить к вычету в полном объеме суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам основных средств, после их принятия налогоплательщиком на учет и не содержит запрета на предъявление к вычету таких сумм, уплаченных при приобретении основных средств, используемых при оказании налогоплательщиком услуг, перечисленных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, за пределами налогового периода, в котором эти основные средства были поставлены на учет. Из Кодекса и нормативных актов, регламентирующих порядок заполнения налоговых деклараций, не вытекает, что налогоплательщик обязан предъявлять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам основных средств, с отражением их в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость".
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, сделал правильный вывод о том, что, в данном случае, налоговый орган не доказал наличие обстоятельств, исключающих в силу положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на предъявление к вычету спорной суммы налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2007 по делу N А56-538/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
О.А. Корпусова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2008 г. N А56-538/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника