Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 4 сентября 2007 г. N А56-538/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 29.08.2007 г. Полный текст решения изготовлен 04 сентября 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Градусов А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цымбалюк А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ОАО"РПК-Высоцк"ЛУКОЙЛ-II"
ответчик: ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения ИФНС России по Выборгскому району ЛО от 22.08.2006 г. N 13-24/31595 в части отказа в возмещении НДС в сумме 19 346 638 рублей, при участии
- от истца: Костюкова О.А. - доверенность от 22.08.2007 N 3508/07
- от ответчика: Семенова А.В. -доверенность от 11.04.2007 N 14117
установил:
ОАО "РПК-Высоцк" "Лукойл-П" просит признать недействительным решение ИФНС по Выборгскому району ЛО от 22.08.2006 N 13-24/31595 в части отказа в возмещении НДС в сумме 19.346.638 руб.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Налоговый орган заявленные требования не признал и просит заявление отклонить.
Арбитражный суд СПб и Ленинградской области рассмотрел и оценил материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле.
Согласно материалам дела по результатам проверки налоговый орган принял решение от 22.08.2006 N 13-24/31595, которым частично отказал налогоплательщику в возмещении НДС по ставке 0% за декабрь 2005 в сумме 19.346.638 руб. Налоговый орган признал неправомерным применение налоговых вычетов в указанной сумме, установив, что данная сумма НДС заявлена по объектам строительства в т.ч. 2 пускового комплекса и объектов федеральной собственности (МАП). В связи с тем, что налогоплательщиком заявлена к возмещению сумма НДС по 1-му пусковому комплексу, налоговый орган распределил сумму входного НДС по работам услугам иностранных юридических лиц по объектам I и II пусковых комплексов и объектов федеральной собственности.
Налогоплательщик считает доводы налогового органа неправомерными, поскольку им надлежащим образом подтверждены предусмотренные НК РФ условия применения "О" ставки.
Арбитражный суд признает доводы налогоплательщика обоснованными и заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ перечислены документы, которые налогоплательщик должен представить в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов. В статье 172 НК РФ приведен перечень документов, необходимых для подтверждения права на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам, из общей суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.
Налогоплательщик представил в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Налоговый орган признал факт представления налогоплательщиком документов подтверждающих экспортный оборот и примененные налоговые вычеты, а также не заявил возражений в части достаточности представленных документов и достоверности отраженных в них сведений.
Следовательно, материалами дела подтверждается соблюдение налогоплательщиком порядка и условий, предусмотренных главой 21 НК РФ в качестве необходимых и достаточных для подтверждения права на налоговые вычеты.
Согласно ст. 65 и пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение.
КС РФ в Определении от 12 июля 2006 г. N 267-0 разъяснил, что полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенных на него функций налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.
В данном случае, налоговый орган не истребовал у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, признав представленные документы достаточными.
Налогоплательщиком заключены два основных договора на строительство распределительного перевалочного комплекса нефтепродуктов "ЛУКОЙЛ-П" в г. Высоцк Ленинградской области:
- инвестиционный договор от 31.03.2003 г. N 2-9/03 между ФГУ "Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта" (Государственный заказчик), ГУ "Морская администрация портов Выборг и Высоцк" (МАП) и ООО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-П" (Инвестор);
- договор на услуги проектирования, материально-технического снабжения и строительства от 05.12.2003 г. б/н между ООО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-П" (Владелец), ФЛУОР Дэниел Евразия Инк. и ЗАО "ЛУКОЙЛ-Нефтегазстрой".
Финансирование проекта строительства указанного комплекса производилось налогоплательщиком как за счет заемных средств, полученных по договору займа от 14.03.2003 г. N 0310268 и соответствующим дополнительным соглашениям к нему, заключенным между Обществом и ОАО "ЛУКОЙЛ", так и за счет кредитных средств, привлеченных по Кредитному договору от 23.09.2003 г. б/н между ООО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-П", Кредит Свисс Ферст Бостон Интернешнл, Кредит Свисс Ферст Бостон, Лондонское отделение, Оверсиз Прайвит Инвестмент Корпорейшн и ХБК Кипр Лимитед.
Предоставленные налогоплательщику по кредитному договору средства должны были использоваться исключительно для целей строительства объектов распределительного перевалочного комплекса нефтепродуктов (I, II пусковые комплексы), которые после завершения их строительства поступают в собственность Общества. Объекты государственной (федеральной) собственности после завершения строительства должны быть переданы Обществом в собственность государства.
Оказание иностранными юридическими лицами услуг и выполнение работ по проекту было связано со строительством исключительно объектов собственности Общества (I, II пусковые комплексы).
С целью реализации ранее заключенных договоров 30.12.2005 г. Обществом и ОАО "ЛУКОЙЛ" подписано дополнительное соглашение N 03102680008 к указанному выше договору займа, в соответствии с которым конкретизируется цель предоставления заемных средств, а также размер заемных средств, которые заемщик должен направить на финансирование работ по строительству объектов, поступающих после завершения их строительства на основании Инвестиционного договора от 31.03.2003 г. N 2-9/03 в государственную (федеральную) собственность, и объектов, поступающих в собственность Общества.
Сторонами указанного дополнительного соглашения была установлена конкретная сумма из предоставленных по договору займа и дополнительным соглашениям к нему средств, которая направляется заемщиком на цели строительства именно объектов государственной (федеральной) собственности.
Входной НДС, предъявленный Обществу иностранными юридическими лицами, составил сумму в размере 143 738 406,99 рублей.
Учитывая, что оказанные Обществу иностранными юридическими лицами услуги относились исключительно к объектам собственности Общества, то сумма входного НДС в размере 143 738 406,99 рублей, предъявленная по работам (услугам) иностранных юридических лиц, была распределена Обществом пропорционально стоимости собственных объектов, входящих в состав I, II пусковых комплексов.
В силу п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 6 указанной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного и капитального строительства.
Такие вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абз.2 п.2 ст.259 НК РФ (то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию), или при реализации объекта незавершенного капитального строительства (п.5 ст. 172 НК РФ).
Нормы статей 171, 173, 176 НК РФ не содержат ограничений и не запрещают налогоплательщику воспользоваться принадлежащим ему правом на налоговый вычет в более поздний налоговый период, чем тот, в котором у налогоплательщика возникло такое право, с учетом того, что все условия на применение налогового вычета соблюдены налогоплательщиком.
Указанная правовая позиция налогоплательщика соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 г. N 10807/05.
В связи с чем выводы налогового органа о включении в состав налоговых вычетов сумм НДС, предъявленных подрядными организациями по работам, не относящимся к операциям, включенным в декларацию за декабрь 2005, а также применение вычетов по затратам, относящимся к II пусковому комплексу и объектам федеральной собственности являются необоснованными и недоказанными. Данные выводы налогового органа не подтверждены соответствующими расчетами перераспределения сумм НДС по этим объектам. При этом налоговый орган не опроверг представленные налогоплательщиком расчет распределения НДС по счетам-фактурам, предъявленным иностранными юридическими лицами, и хронологию предъявления НДС к вычету.
Оценив доводы налогового органа, как изложенные в оспариваемом решении, так и представленные в ходе судебного разбирательства, Арбитражный суд считает, что, в данном случае, налоговый орган не доказал наличие обстоятельств, исключающих в силу положений главы 21 НК РФ право налогоплательщика на применение спорных налоговых вычетов по НДС.
С учетом изложенного заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд СПб и Ленинградской области
решил:
1. Признать недействительным решение ИФНС по Выборгскому району ЛО от 22.08.2006 N 13-24/31595 в части отказа в возмещении НДС в сумме 19.346.638 руб.
2. Взыскать с ИФНС по Выборгскому району ЛО в пользу ОАО "РПК-Высоцк" "Лукойл-П" расходы по госпошлине по делу в сумме 2.000 руб. в установленном порядке.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Градусов А.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 4 сентября 2007 г. N А56-538/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника