Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 января 2008 г. N А56-9879/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 сентября 2007 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В. судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Губачевой М.И. (доверенность от 08.08.2007 N 17/32116), от общества с ограниченной ответственностью "Стиль" Костиковой Е.И. (доверенность от 27.12.2007),
рассмотрев 10.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2007 по делу N А56-9879/2007 (судья Протас Н.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стиль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 21.02.2007 N 225/06/07.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2007 требование Общества удовлетворено.
Инспекция обжаловала решение от 05.09.2007 в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. Одновременно налоговый орган, заявил ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины до рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы по существу дела, указав на отсутствие средств на ее уплату. В обоснование ходатайства Инспекция представила письмо от 24.04.2007 N 10-50-01/11134@, адресованное Управлению финансового обеспечения Федеральной налоговой службы с просьбой увеличить лимиты бюджетных обязательств по статье "Прочие расходы" для оплаты госпошлины по жалобам, направляемым в арбитражные суды.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ходатайство налоговой инспекции о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины отклонил и определением от 26.10.2007 возвратил апелляционную жалобу ее подателю на основании абзаца второго части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом суд указал на отсутствие оснований для применения пункта 1 статьи 64 и пункта 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ввиду непредставления налоговым органом надлежащих доказательств отсутствия денежных средств на оплату государственной пошлины (сметы по статьям расходов и отчета об исполнении на отчетный период). Приложенную налоговым органом к ходатайству копию письма об увеличении бюджетного финансирования апелляционный суд не признал достаточным доказательством отсутствия денежных средств для уплаты государственной пошлины на дату подачи апелляционной жалобы (октябрь 2007 года).
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить определение суда апелляционной инстанции от 26.10.2007. Податель жалобы считает, что представленные апелляционному суду доказательства подтверждают отсутствие у налоговых органов средств на уплату государственной пошлины.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить определение от 26.10.2007 без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит правовых оснований для отмены определения суда.
В силу пункта 2 части 4 статьи 260 АПК РФ к апелляционной жалобе прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 264 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает апелляционную жалобу, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или уменьшении ее размера.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ).
Статьей 333.21 главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ установлено, что исковые заявления, иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражный суд, оплачиваются государственной пошлиной в размере, установленном в данной статье. Подпунктом 12 пункта 1 названной статьи предусмотрено, что при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В пункте 2 статьи 333.21 НК РФ указано на то, что положения указанной статьи применяются с учетом требований статьи 333.22 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 названной статьи отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 НК РФ.
Ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии у заинтересованного лица денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в обоснование заявленного ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины Инспекция представила только письмо от 24.04.2007 N 10-50-01/11134@, адресованное Управлению финансового обеспечения Федеральной налоговой службы.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство подателя жалобы, пришел к обоснованному выводу о непредставлении налоговым органом надлежащих доказательств отсутствия у него возможности уплатить государственную пошлину в установленных порядке и размере по момент подачи апелляционной жалобы.
Кассационная инстанция считает вывод суда соответствующим имеющимся в деле доказательствам.
Материалами дела подтверждается, что Инспекция не представила документы, свидетельствующие об использовании налоговым органом выделенного лимита бюджетных средств и отсутствии денежных средств на уплату государственной пошлины, в том числе, смету по статьям расходов, отчет об исполнении на отчетный период, либо уведомление Федерального казначейства о лимите бюджетных обязательств, выписку из лицевого счета получателя средств федерального бюджета с указанием остатка лимита бюджетных обязательств.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что приложенное к ходатайству письмо датировано апрелем 2007 года. Между тем, налоговый орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в апелляционной жалобой 16.10.2007. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии денежных средств по статье расходов 290 "Прочие расходы" на дату подачи апелляционной жалобы, Инспекция не представила.
Не приложены такие доказательства и к кассационной жалобе на определение суда.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд обоснованно указал, что письмо об увеличении лимитов бюджетных средств, без представления подателем жалобы доказательств, подтверждающих отсутствие у него денежных средств на уплату государственной пошлины на дату подачи апелляционной жалобы, не может служить основанием для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины.
Учитывая изложенное, ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины обоснованно отклонено судом, а апелляционная жалоба правомерно возвращена ее подателю в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 264 АПК РФ.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 19.10.2007 N 12799/07 "нормы права, регулирующие порядок предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ), пункт 1 статьи 64, пункт 2 статьи 333.22, пункт 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации) не возлагают на арбитражный суд обязанность предоставить отсрочку по ходатайству заинтересованного лица даже при наличии соответствующих оснований. В силу буквального толкования подпункта 2 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть, а не должны быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии перечисленных в этой статье оснований".
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2007 по делу N А56-9879/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2008 г. N А56-9879/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника