Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 января 2008 г. N А56-3156/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 сентября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Блиновой Л.В., Пастуховой М.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Выборгский судостроительный завод" Поповой А.А. (доверенность от 26.12.2007 N К-17-13918),
рассмотрев 21.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2007 по делу N А56-3156/2007 (судья Градусов А.Е.),
установил:
Открытое акционерное общество "Выборгский судостроительный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 22.01.2007 N 13-24/8/2148 в части признания необоснованным применения налоговой ставки 0% и отказа в возмещении 35 232 771 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и обязании налогового органа возместить Обществу указанную сумму налога путем возврата на его расчетный счет.
Решением от 24.09.2007 суд удовлетворил заявление Общества.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что налогоплательщиком неправомерно применена ставка 0 процентов по НДС за сентябрь 2006 года в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как ему следовало руководствоваться положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ и в соответствии с пунктом 1 статьи 153 НК РФ определить налоговую базу как стоимость оказанных услуг.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, право на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг связано с фактом вывоза товаров, в отношении которых данные услуги оказывались, в таможенном режиме экспорта, применение же налоговой ставки 0 процентов по НДС при оказании работ, услуг, связанных с производством и реализацией товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в других таможенных режимах, в том числе в режиме переработки на таможенной территории, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество во исполнение контракта от 07.04.2006 N 061/06, заключенного с ТОО "Райффайзен Лизинг Казахстан" (Республика Казахстан), построило и в сентябре 2006 года вывезло за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме переработки на таможенной территории нефтеналивной танкер "Актау".
По результатам камеральной проверки представленных Обществом 20.10.2006 в Инспекцию документов и налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года Инспекция пришла к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком указанной ставки.
Инспекция составила мотивированное заключение от 22.01.2007 N 13-24/8/2538 и приняла решение от 22.01.2007 N 13-24/8/2148, в соответствии с которым возместила налогоплательщику из бюджета 252 477 руб. НДС и признала необоснованным применение им налоговой ставки 0 процентов по операциям по реализации товара в сумме 472 981 080 руб., отказав в возмещении 35 232 771 руб. налога, ссылаясь на неправомерность применения нулевой ставки в отношении морского нефтеналивного танкера, вывезенного в таможенном режиме переработки на таможенной территории, а не в таможенном режиме "экспорт". Кроме того, Инспекция указала, что Обществом не определен объект налогообложения в виде стоимости реализованных иностранному покупателю работ (услуг), по которым возможно применение ставки 0 процентов. Исходя из данных в представленной Обществом декларации за сентябрь 2006 года в графе 2 раздела 2 "Налоговая база" по коду операции 1010401 (реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны) отражена контрактная стоимость нефтеналивного танкера "Актау" (472 981 080 руб.) Инспекция указала, что налогоплательщик применил ставку 0 процентов не к стоимости работ (услуг) по переработке товаров, а к стоимости продукта переработки (товара), что не предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Общество оспорило решение налогового органа в части отказа в возмещении НДС в судебном порядке.
Суд правомерно удовлетворил требования Общества, указав на то, что доводы Инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки 0 процентов и налоговых вычетов основаны на ошибочном толковании норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 151 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию и помещении их под таможенный режим переработки на таможенной территории НДС не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.
В силу пункта 1 статьи 164 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) обложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Действие положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Таким образом, нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в котором прямо указано на обложение НДС по налоговой ставке 0 процентов работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории, во взаимосвязи с положениями статьи 151 и подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ позволяют сделать вывод о правомерности налогообложения работ (услуг) по переработке товаров при вывозе с территории Российской Федерации продуктов переработки (товаров, переработанных в режиме переработки на таможенной территории Российской Федерации) по ставке 0 процентов.
Указание в налоговой декларации стоимости конечного продукта, полученного в результате выполнения работ по переработке товаров на таможенной территории, соответствует требованиям статьи 176 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой операции по переработке товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории включают как собственно переработку или обработку товаров, так и изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров.
В данном случае в результате выполнения операций по переработке товаров на таможенной территории Общество получило новый товар (нефтеналивной танкер "Актау"), что не противоречит таможенному законодательству. Суд первой инстанции установил, что строительство нефтеналивного танкера "Актау" осуществлялось Обществом за счет как ввезенных на территорию Российской Федерации в режиме "переработки на таможенной территории" материалов и оборудования, так и приобретенных у резидентов Российской Федерации товаров, работ (услуг). Танкер был вывезен в качестве товара, а не переработанных материалов за пределы территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Это свидетельствует о том, что, по сути, танкер вывезен в режиме экспорта для целей налогообложения.
Судом первой инстанции установлено и Инспекцией не оспаривается осуществление заявителем хозяйственных операций, вывоз товара (продукта переработки) с таможенной территории Российской Федерации, поэтому Общество правомерно применило ставку НДС 0 процентов к стоимости изготовленного в результате переработки нового товара (нефтеналивного танкера "Актау"), представив в налоговые орган документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
Таким образом, у налогового органа не было правовых оснований для отказа заявителю в применении ставки НДС 0 процентов по операциям реализации товаров на сумму 472 981 080 руб. и в возмещении 35 232 771 руб. налога за сентябрь 2006 года.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2007 по делу N А56-3156/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.2 п. 1 ст.164 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 году) обложение НДС производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Данное положение распространяется, в частности, на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории.
По мнению ИФНС, налогоплательщиком неверно определен объект обложения НДС - контрактная стоимость товара как продукта переработки, вместо стоимости работ (услуг) по его переработке.
На основании договора с иностранным контрагентом налогоплательщик за счет как ввезенных на территорию РФ в режиме "переработки на таможенной территории" материалов и оборудования, так и приобретенных у резидентов РФ товаров, работ (услуг) построил нефтеналивной танкер и вывез его за пределы территории РФ без обязательств об обратном ввозе.
Согласно ст.176 ТК РФ операции по переработке товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории включают как собственно переработку или обработку товаров, так и изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров.
Следовательно, указание в налоговой декларации по НДС стоимости конечного продукта, полученного в результате выполнения работ по переработке товаров на таможенной территории РФ, соответствует требованиям законодательства.
Оценив указанные обстоятельства, а также тот факт, что ИФНС не оспаривает факта совершения хозяйственной операции и предоставления налогоплательщиком всех предусмотренных п.4 ст.165 НК РФ документов, суд признал правомерным применение ставки НДС 0 % в отношении стоимости изготовленного в результате переработки нового товара.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2008 г. N А56-3156/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника