Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 января 2008 г. N А05-3073/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кирилловой И.И., Шпачевой Т.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску Егорова А.А. (доверенность от 28.02.2007 N 01/01165), от федерального государственного унитарного предприятия "Северный рейд" Васильева А.А. (доверенность от 27.11.2007 N 18/3-1992), Васильевой Е.Г. (доверенность от 22.01.2008 N 18/3),
рассмотрев 23.01.2008 в закрытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Северный рейд" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 по делу N А05-3073/2007 (судьи Чельцова Н.С., Богатырева В.А., Осокина Н.Н.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Северный рейд" (далее - Предприятие, ФГУП "Северный рейд") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску (далее -Инспекция), выразившееся в невключении в решение от 26.02.2007 N 41/01074 задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и соответствующих пеней по состоянию на 01.01.2005.
Решением суда первой инстанции от 22.05.2007 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 30.10.2007 решение суда от 22.05.2007 отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ФГУП "Северный рейд", ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 30.10.2007 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 22.05.2007.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
По результатам рассмотрения заявления ФГУП "Северный рейд" о предоставлении права на реструктуризацию и заключения Министерства промышленности и энергетики постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 Предприятию предоставлено право на реструктуризацию задолженности в части задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами по состоянию на 01.01.2005, но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.
Во исполнение Постановления от 28.12.2006 ФГУП "Северный рейд" передало Инспекции проекты графиков реструктуризации как по налогам, так и по страховым взносам и соответствующим пеням, однако налоговый орган решением о реструктуризации кредиторской задолженности Предприятия от 26.02.2007 N 41/01074 предоставил налогоплательщику право на реструктуризацию сумм налогов и соответствующих пеней в части, зачисляемой в федеральный бюджет, исключив из суммы недоимок и пеней 4 589 954 руб. 03 коп. - суммы страховых взносов и пеней, зачисляемых в Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования, а также 9 838 906 руб. 45 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней, начисленных на эту сумму.
Основанием для таких действий Инспекции послужило разъяснение Федеральной налоговой службы от 19.02.2007 о невозможности включения суммы задолженности по страховым взносам в графики реструктуризации по всем принимаемым Правительством Российской Федерации решениям в отношении стратегических предприятий и организаций, так как эти суммы не поступают в федеральный бюджет.
ФГУП "Северный рейд" не согласилось с отказом в реструктуризации задолженности по страховым взносам и пеням и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невключении в решение от 26.02.2007 N 41/01074 задолженности по уплате страховых взносов и соответствующих пеней по состоянию на 01.01.2005.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Предприятия и признал бездействие налогового органа незаконным.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления, указав на отсутствие обязательных для налогового органа правовых норм, в соответствии с которыми он обязан включить суммы задолженности Предприятия страховых взносов в графики реструктуризации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2006.
Кассационная инстанция считает вывод апелляционного суда не соответствующим нормам действующего законодательства.
Согласно статье 191 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности;
проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций;
осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;
обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;
проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом;
осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций меры.
Предприятие включено в Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-р.
В развитие данной нормы Федеральным законом от 01.12.2006 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в установленном им порядке в целях предупреждения банкротства стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса и негативных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидацией неплатежеспособных организаций, проводит инвентаризацию финансового состояния организаций, имеющих неудовлетворительную структуру баланса и признаки банкротства, с последующей разработкой и принятием мер государственной поддержки этих организаций.
Согласно статье 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
В пункте 1 статьи 63 НК РФ указано, что органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам и сборам, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 - 5 пункта 1 и пункта 2 статьи 63 НК РФ).
Из подпункта 5 пункта 1 статьи 63 НК РФ следует, что органом, в компетенцию которого входит принятие решений об изменении сроков уплаты единого социального налога, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.
Как указано выше, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 Предприятию предоставлено право на реструктуризацию задолженности, в том числе и по страховым взносам перед государственными и внебюджетными фондами по состоянию на 01.01.2005. Данное Постановление является нормативным актом, обязательным для исполнения Федеральной налоговой службой, так и Пенсионным фондом Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006, основанным на положениях статьи 191 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 114.1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" и статьи 63 НК РФ, ФГУП "Северный рейд" предоставлено право на реструктуризацию задолженности не только по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, но и по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами по состоянию на 01.01.2005.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда не соответствующими нормам налогового и бюджетного законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, в связи с чем, постановление от 31.10.2007 подлежит отмене, а решение суда от 22.05.2007 следует оставить в силе.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 по делу N А05-3073/2007 отменить.
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.05.2007 по делу N А05-3073/2007 оставить в силе.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Северный рейд" 1 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 января 2008 г. N А05-3073/2007
Заявление ГУП о признании незаконным бездействия ИФНС, выразившегося в не включении задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и соответствующих пеней, удовлетворено, поскольку, в частности, ГУП предоставлено право на реструктуризацию задолженности не только по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, но и по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника