Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 февраля 2008 г. N А21-721/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей И.С. Любченко, Е.А. Михайловской,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Агропромстройтранс-МП" директора Н.П. Черненко (приказ о назначении от 26.06.2006 N 20-к),
рассмотрев 04.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромстройтранс-МП" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 по делу N А21-721/2007 (судьи Зотеева Л.В., Борисова Г.В., Савицкая И.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромстройтранс-МП" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - Таможня) от 01.02.2007 по делу об административном правонарушении N 10206000-1678/2006, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 31.05.07 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 решение суда первой инстанции отменено, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Таможня о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 01.09.2006 на таможенный пост МАПП Торфяновка прибыли принадлежащие Обществу транспортные средства: грузовой автомобиль (седельный тягач) марки "Рено" (государственный регистрационный номер Н 213 ЕХ 39), с. полуприцепом марки "Десот" (государственный регистрационный номер АЕ 1257 39), следовавшие из города Коувола (Финляндия) в город Реутов Московской области по процедуре МДП. В ходе мероприятий таможенного контроля выявлено, что в свидетельство о регистрации на указанные транспортные средства внесены записи: "отчуждение и передача в пользование или распоряжение вне территории особой экономической зоны Калининградской области без разрешения таможенных органов запрещены" (том I, лист 57).
Несоблюдение Обществом условий таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области (осуществление перевозки товаров из Финляндии на остальную часть таможенной территории Российской Федерации) послужило основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ. Оспариваемым постановлением Таможни Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере однократной стоимости предмета административного правонарушения, что составило 1 188 000 руб.
Суд апелляционной инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявления, усмотрев в действиях заявителя состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правильно применил нормы материального права с учетом следующего.
Пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передача прав использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в сумме от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения (часть 2 статьи 16.19 КоАП РФ).
Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) под таможенным режимом понимается таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами. Пунктом 1 статьи 156 ТК РФ установлена обязанность по соблюдению таможенного режима, под который помещены товары.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) содержание таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области, заключается в том, что товары ввозятся на эту территорию и используются в ее пределах без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения установленных запретов и ограничений.
Моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при условии, что юридические лица и принадлежащие им транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области (пункт 1 статьи 15 Закона)
В силу пункта 1 статьи 23 Закона юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления Закона в силу осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Закона с особенностями, установленными главой 8 Закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность соблюдать требования статьи 9 и пункта 1 статьи 15 Закона распространяется и на владельцев транспортных средств, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления Закона в силу.
Систематическое толкование норм Закона позволяет устранить какие-либо неясности его положений, уяснить их действительный смысл, надлежащим образом осуществлять права и исполнять обязанности.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляло международную перевозку груза между территорией иностранного государства и остальной частью таможенной территории Российской Федерации, что является нарушением условий таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области.
Административная ответственность определяется законом, действовавшим во время и по месту совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 1.7 КоАП РФ). На момент осуществления Обществом международной перевозки груза действовали нормы пункта 1 статьи 15 Закона и части 2 статьи 16.19 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2007 по делу N А21-721/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромстройтранс-МП" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2008 г. N А21-721/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника