Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 февраля 2008 г. N А56-2007/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 августа 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Матлиной Е.О., Самсоновой Л.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Шакирова И.В. (доверенность от 27.04.2007 N 03/006477), от общества с ограниченной ответственностью "Руском" Мелешко А.В. (доверенность от 18.09.2007),
рассмотрев 05.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2007 (судья Спецакова Т.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-2007/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Руском" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) об отказе возвратить 6 500 руб. излишне уплаченных пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, изложенного в письме от 07.12.2006 N 09/016318, и обязании Инспекции произвести возврат указанной суммы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - Фонд).
Решением суда от 21.08.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.10.2007, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление, в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) функции администрирования распространены на два ведомства - Федеральную налоговую службу и Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку спорные денежные средства, уплаченные Обществом, поступили в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, то именно органы пенсионного фонда обязаны возвратить Обществу излишне уплаченную сумму из, указанного бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании данных о состоянии расчетов с бюджетом на 26.09.2006 установило, что у него имеется задолженность по пеням, начисленным за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 1 руб. 23 коп.
Общество платежным поручением от 28.11.2006 N 297 погасило задолженность по указанным пеням, перечислив на код бюджетной классификации 18210202010062000160, предназначенный для их уплаты, 6 516 руб. 80 коп., то есть сумму, превышающую размер фактической задолженности.
В заявлении от 29.11.2006, направленном в адрес Инспекции, Общество просило произвести зачет излишне уплаченной суммы пеней с кода 18210202010062000160 на код бюджетной классификации 18210202010061000160, предназначенный для зачисления страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии. В случае невозможности зачета переплаты пеней Общество просило произвести возврат 6 500 руб. на его расчетный счет.
Инспекция отказала в проведении зачета (возврата), сославшись на неналоговый характер данного платежа, а также на отсутствие у налоговых органов полномочий по проведению зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (письмо от 07.12.2006 N 09/016318).
Общество, считая отказ Инспекции в проведении зачета (возврата) незаконным, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление Общества.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей. На нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из анализа указанных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Поскольку Законом N 167-ФЗ не установлен порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то данные правоотношения регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Суды установили и материалами дела подтверждается (акт сверки от 26.06.2007), что у Общества имеется переплата по коду бюджетной классификации 18210202010062000160 (пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии), в сумме 6 500 руб.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали недействительным решение Инспекции об отказе в возврате Обществу 6 500 руб. излишне уплаченных пеней по страховым взносам, направленным на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Суды правомерно обязали Инспекцию возвратить Обществу указанную сумму излишне уплаченных пеней в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
Кассационная инстанция отклоняет доводы кассационной жалобы, поскольку они противоречат действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
При принятии кассационной жалобы Инспекции была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. Поскольку до принятия постановления судом кассационной инстанции Инспекция уплатила государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы, то государственная пошлина с Инспекции не взыскивается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 по делу N А56-2007/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 февраля 2008 г. N А56-2007/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника