Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 21 августа 2007 г. N А56-2007/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 февраля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 21 августа 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи СпецаковойТ.Е.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец ООО "Руском": ответчик Межрайонная ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу
третье лицо Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга о признании недействительным решения
при участии
от истца Пятышев В.Ю. по доверенности от 26.12.2006 г.
от ответчика представитель Бобров В.В. по доверенности от 27.04.2007 г. N 03/006476
от третьих лиц не явились (извещены)
установил:
Заявитель - ООО "Руском" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной Инспекции ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу об отказе в возврате излишне уплаченной суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 6500 руб.
От заявителя поступило ходатайство об уточнении предмета заявленных требований, в котором заявитель просит признать недействительным решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 9 по Санкт-Петербургу об отказе Инспекции возвратить 6500 руб. излишне уплаченной суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, выраженное в письме от 07.12.2006 года N 09/016318.
Заявитель просит в целях устранения нарушений его прав обязать налоговую инспекцию возвратить излишне уплаченную сумму пени.
Определением от 29 мал 2007 г. ходатайство об уточнении требований было принято судом.
Общество полагает, что Решение незаконно и нарушает его права налогоплательщика, поскольку решением незаконно отказано в возврате переплаты.
Во исполнение определения суда от 29 мая 2007 тда заявителем проведена сверка расчета с участием представителей налоговой инспекции и пенсионного фонда.
При совместной сверке расчетов, факт наличия переплаты заявителем пеней по страховым взносам в сумме 6500 руб. подтвержден лицами, участвующими в деле, что оформлено надлежащим Актом сверки от 26.06.2007 г.
Однако налоговая инспекция оспаривает по праву вопрос о возложении обязанности по возврату указанной суммы платежа на налоговый орган.
Управление Пенсионного фонда напротив, полагает, что именно налоговый орган наделен полномочиями по возврату излишне уплаченных сумм как администратор.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Наличие переплаты заявителем пеней в сумме 6500 руб. в связи с технической ошибкой подтверждается материалами дела, совместным актом сверки и не оспаривается ни ответчиком, ни третьим лицом.
Обязанность по возврату должна быть возложена на налоговый орган в силу следующего.
Заявитель обоснованно обратился в порядке статьи 78 Налогового кодекса РФ в налоговый орган впервые с заявлением от 29.11.2006 года о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы пени, по результатам рассмотрения которого налоговая инспекций отказала в возврате излишне уплаченных сумм пени путем оформления письменного отказа, изложенного в оспариваемом письме от 07.12.2006 г. N 09/016318 (лист дела 17).
В указанном письме в качестве основания отказа инспекция сослалась на то, что принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не входит в компетенцию налоговых органов.
В соответствии со статьей 78 (п.8) Налогового кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога.
Согласно абзацу 6 статьи 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы по своей природе не являются налогами, определение которых дано в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Однако в силу статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ, действовавшей в период обращения заявителя в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов) Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетнои системы Российской Федерации. Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из перечисленных норм права следует, что обязанность по возврату страховых взносов возложена на налоговый орган как администратора страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, именно налоговая инспекция обязана произвести возврат излишне уплаченных сумм пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Сторонами не оспаривается наличие у заявителя переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В установленный пунктом 9 статьи 78 НК РФ месячный срок сумма излишне уплаченной суммы страхового взноса не возвращена. Решение налоговой инспекции об отказе в возврате является незаконным.
При таких обстоятельствах, заявление налогоплательщика является обоснованным подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110,. 169-176. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС Росси N 9 по Санкт-Петербургу, выраженное в письме от 07.12.2006 г. N 09/016318 об отказе в возврате 6500 руб., излишне уплаченной суммы пеней по страховым взносам на обязательное пенсионной страхование.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Руском" путем возврата на его расчетный счет 6500 руб., излишне уплаченной суммы пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса РФ.
Взыскать с Межрайонной ИФНС Росси N 9 по Санкт-Петербургу в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Руском" судебные расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья |
Т.Е. Спецакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 августа 2007 г. N А56-2007/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника