Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 февраля 2008 г. N А56-22180/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 октября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" Колбинцева А.О. (доверенность от 29.12.2007 N 89/08), от Санкт-Петербургской таможни Расовой О.В. (доверенность от 12.10.2007 N 06-22/15257),
рассмотрев 18.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2007 по делу N А56-22180/2007 (судья Синицына Е.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании действия Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня), выразившегося в отказе подтвердить фактический вывоз товаров за пределы Российской Федерации через российско-белорусский участок границы. В заявлении общество просит суд обязать таможню совершить "надлежащие действия по подтверждению фактического вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации путем проставления надлежащих отметок на транспортных документах и грузовых таможенных декларациях (далее- ГТД), представленных заявителем".
Решением суда от 19.10.2007 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель указывает на нарушение судом норм материального права - положений статей 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Общество считает, что оспариваемое действие таможни нарушает его права и законные интересы, поскольку создает "непосредственные препятствия" для применения им нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при расчетах за услуги транспортировки вывозимых на экспорт товаров.
В отзыве на жалобу таможенный орган просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель таможни отклонил их. Вместе с тем представитель общества пояснил, что общество как налогоплательщик по факту совершения таможней оспариваемого действия не обращалось в налоговый орган по вопросу применения нулевой налоговой ставки к спорной операции по реализации услуг.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в июне 2007 года общество оказывало услуги по транспортировке железнодорожным транспортом грузов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации через российско-белорусский участок государственной границы. Таможня производила таможенное оформление вывозимых товаров.
Общество обратилось в таможню за подтверждением фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации через российско-белорусский участок границы в связи с оказанием услуг по их транспортировке (по определенным ГТД, приложив соответствующие документы на 204 листах; письмо от 27.06.2007 N 3687, лист дела 8).
Письмом от 02.07.2007 N 17-38/684 (лист дела 9) таможенный орган отказал заявителю в подтверждении фактического вывоза товаров со ссылкой на пункт 20 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 N 1327 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.02.2007 за N 8903; далее - приказ ФТС N 1327, Порядок).
Посчитав действие таможни незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, применив положения статей 164 и 165 НК РФ, Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" (далее - Указ Президента РФ N 525) и приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 07.07.1995 N 443 "Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь" (далее - приказ ГТК РФ N 443). При этом суд указал, что "отказ таможенного органа не может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере экономический деятельности, поскольку не создает препятствий для применения заявителем нулевой ставки НДС".
Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с Указом Президента РФ N 525 на границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия таможенный контроль отменен. В связи с этим приказом ГТК РФ N 443 предписано не осуществлять таможенный контроль и не производить таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия через границу Российской Федерации с Республикой Белоруссия российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Белоруссия.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяется, в том числе, на услуги по транспортировке.
Для подтверждения права на применение ставки 0 процентов и возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов при реализации работ (услуг), указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, приведен в пункте 4 статьи 165 НК РФ. В числе этих документов налогоплательщик должен представить в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Положения подпункта 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в налоговый орган представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление вывоза товаров.
Приведенными положениями налогового законодательства не определено, какие именно отметки таможенного органа, производившего таможенное оформление вывозимых товаров, имеют значение для целей налогового регулирования и контроля.
Из материалов дела следует, что на соответствующих документах имеются отметки таможни "выпуск разрешен".
Вместе с тем таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и правовыми актами федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, в соответствии со статьей 68 ТК РФ (пункт 1 статьи 59 ТК РФ).
При предъявлении товаров таможенному органу в месте их убытия по запросу декларанта таможенный орган подтверждает количество фактически вывезенных товаров (пункт 4 статьи 122 ТК РФ).
С 13.03.2007 действует утвержденный приказом ФТС N 1327 Порядок, последовательно регламентирующий процедуру таможенного оформления при убытии товаров с таможенной территории Российской Федерации и принятый на основании положений статей 59 и 122 ТК РФ. При этом признан утратившим силу приказ ГТК РФ от 21.07.2003 N 806 "Об утверждении Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)".
Согласно пункту 11 Порядка подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации производится уполномоченными должностными лицами таможенного поста либо таможни (в случае, если начальником таможни принято решение о делегировании полномочий по подтверждению фактического вывоза товаров структурному подразделению таможни), в регионе деятельности которых находится место убытия товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Порядок не применяется в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации (ввозимых в Российскую Федерацию) через российско-белорусский участок государственной границы Российской Федерации (пункт 20 Порядка).
В настоящее время в целях реализации пункта 20 Порядка и в соответствии с письмом ФТС от 06.06.2007 N 01-06/21095 подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации через границу с Республикой Белоруссия в третьи страны должно производиться таможенными органами, в которых осуществлялось таможенное оформление товаров, только по запросам налоговых органов. Такие запросы налоговых органов должны быть оформлены в соответствии со статьей 13 Соглашения от 14.07.2005 "О сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы".
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решении и действий (бездействия) незаконными.
Материалами дела и объяснениями представителя общества подтверждается, что оспариваемое действие таможни не связано с последующими действиями (бездействием) того или иного налогового органа, препятствующими реализации права налогоплательщика на обложение соответствующих операций НДС по ставке 0 процентов.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции по существу спора является законным и обоснованным. Оспариваемое действие таможни соответствует положениям налогового законодательства и нормам таможенного права и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Процессуальных оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2007 по делу N А56-22180/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
|
Д.В. Хохлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2008 г. N А56-22180/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника