Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 февраля 2008 г. N А66-7434/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2009 г. N А66-7434/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области 13.02.08 Кулдиловой В.Н. (доверенность от 10.09.07 N 05-0413285), 18.02.08 Алексеенко Е.О. (доверенность от 10.09.07 N 05-0613287), Мойтак Т.В. (доверенность от 15.02.08 N 05-32/2767), от Тверского негосударственного Пенсионного фонда "Содружество" исполнительного директора Подъячева В.И. (решение от 25.12.03), Васильева С.А. (доверенность от 11.02.08), Дедовой М.М. (доверенность от 11.02.08), рассмотрев 13-18.02.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тверского негосударственного пенсионного фонда "Содружество" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.06.07 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.07 (судьи Пестерева О.Ю., Маганова Т.В., Чельцова Н.С.) по делу N А66-7434/2006,
установил:
Тверской негосударственный Пенсионный фонд "Содружество" (далее - Фонд, НПФ "Содружество") обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - Инспекция) от 16.06.06 N 42 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также о взыскании с инспекции 110 000 руб. судебных издержек.
Решением от 28.06.07 суд удовлетворил заявленные требования частично. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления 7 564 руб. налога на прибыль за 2003 год, соответствующих пени и штрафа; 675 988 руб. налога на доходы физических лиц и соответствующих пени и штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.07 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе НПФ "Содружество" не согласен с принятыми по делу судебными актами частично. Ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное исследование обстоятельств дела, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Фонд просит принятые по делу судебные акты изменить и признать недействительным оспариваемое решение налогового органа в части предложения фонду уплатить 517 826 руб. налога на прибыль, 85 234 руб. пени, 325 998 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 91 088 руб. пени, таким образом полностью удовлетворив заявленные требования. По мнению подателя жалобы, действия фонда по самостоятельному размещению пенсионных резервов в недвижимое имущество являются законными, не являются предпринимательской деятельностью. Размещение средств пенсионных резервов в недвижимое имущество произведено фондом исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников фонда. Поэтому доходы в виде арендной платы, полученной от сдачи в аренду имущества, приобретенного на средства пенсионных резервов, относятся к доходам, полученным фондом от размещения пенсионных резервов, а не к внереализационным доходам, отражаемым по строке 020 приложения N 6 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль. Фонд также считает, что при расчете размера налогооблагаемого дохода Инспекция неправомерно в объект налогообложения включила средства, не относящиеся к арендной плате, что подтверждается, по мнению подателя жалобы, карточкой счета 91.5.1 за 2004 год. Фонд ссылается также и на то, что Инспекцией при определении налогооблагаемой прибыли не учтены расходы, связанные с приобретением и сдачей недвижимого имущества в аренду, отраженные в декларациях по налогу на прибыль как расходы от размещения пенсионных резервов, относящиеся к доходам от размещения пенсионных резервов, не принятым Инспекцией в качестве таковых.
В судебном заседании кассационной инстанции представители фонда поддержали доводы, приведенные в жалобе; указали, что обжалуют судебные акты только в части эпизода о начислении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость на суммы арендной платы, полученной Обществом от сдачи недвижимого имущества, приобретенного на средства пенсионного резерва, в аренду; представили суду дополнения к кассационной жалобе, а также ответ Министерства финансов Российской Федерации, изложенный в письме от 18.02.08 N 03-03-06/3/2, на запрос Фонда.
Представители Инспекции в судебном заседании кассационной инстанции не согласились с доводами подателя жалобы, считая решение и постановление судов в обжалуемой Фондом части законными и обоснованными, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах эпизода и доводов, приведенных в кассационной жалобе и дополнениях к ней.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку НПФ "Содружество" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.03 по 31.12.05, результаты которой отразила в акте от 19.05.06 N 52.
На основании указанного акта проверки с учетом возражений фонда налоговый орган принял решение от 16.06.06 N 42 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе налоговой проверки в частности установлено, что Фонд самостоятельно без управляющей компании приобрел за счет пенсионных резервов 10 объектов недвижимого имущества (жилые и нежилые помещения) с целью их дальнейшей передачи в аренду для получения систематического дохода на размещенные пенсионные резервы. Доход от сдачи имущества в аренду фонд для целей налогообложения учитывал как доход негосударственного пенсионного фонда, полученный от размещения пенсионных резервов, и облагал налогом на прибыль в порядке, установленном статьей 295 НК РФ, с учетом расходов, предусмотренных статьей 296 НК РФ. Налогом на добавленную стоимость указанный доход Фонд не облагал. По мнению Инспекции, указанные арендные платежи являются внереализационным доходом, отражаемым по строке 020 приложения N 6 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль, и подлежат налогообложению налогом на прибыль на основании пункта 4 статьи 250 НК РФ и налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ.
Поскольку в нарушение пункта 4 статьи 250 НК РФ, пункта 2 статьи 295 НК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ и статьи 153 НК РФ Фонд не включил в налогооблагаемые базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость доход (выручку) от сдачи имущества в аренду, Инспекция доначислила фонду 509 037 руб. налога на прибыль, 325 998 руб. налога на добавленную стоимость и соответствующие пени. Кроме того, за неуплату названных сумм налогов Фонд привлечен к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Отказывая фонду в удовлетворении заявленных требований по указанному эпизоду, судебные инстанции сослались на пункт 4 статьи 250 НК РФ и пункт 2 статьи 295 НК РФ, указав, что арендные платежи являются внереализационным доходом, а не доходом от размещения резервов и признали правомерным начисление фонду вышеназванных налогов, пени и штрафов.
По мнению кассационной инстанции, судебные акты в части обжалуемого эпизода подлежат отмене.
Согласно пункту 1 статьи 295 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемый период, доходы негосударственных пенсионных фондов определяются раздельно по доходам, полученным от размещения пенсионных резервов, и по доходам, полученным от уставной деятельности фондов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 НК РФ для негосударственных пенсионных фондов раздельно определяются расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, и расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности этих фондов.
При определении как доходов так и расходов негосударственных пенсионных фондов необходимо учитывать особенности их определения, установленные статьями 295 и 296 НК РФ.
В акте налоговой проверки не отражено, проверялась ли обоснованность учета Фондом расходов, в том числе расходов, связанных с размещением пенсионных резервов, имеются ли замечания по обоснованности отнесения Фондом расходов к расходам от размещения пенсионных резервов. В то же время в декларациях по налогу на прибыль за 2003 и 2004 год (листы дела44-55, 56-69, том 6) сведения о расходах, связанных с размещением пенсионных резервов имеются. Судебные инстанции не выяснили, что это за расходы, имеют ли они отношение к сдаваемому в аренду имуществу, и почему они не учтены Инспекцией при определении суммы налога на прибыль к доплате, несмотря на то, что Фонд неоднократно и в возражениях на акт проверки и в судебных инстанциях заявлял о наличии у него расходов, связанных с имуществом, приобретенным на средства пенсионного резерва и сданным в аренду.
В силу пункта 2 статьи 295 НК РФ к доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 настоящего Кодекса, в частности, относятся доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги, осуществления инвестиций и других вложений, установленных законодательством о негосударственных пенсионных фондах, определяемые в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих видов доходов.
В целях налогообложения доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам.
В данном случае Фонд утверждает и Инспекция не оспаривает, что суммы дохода, полученного от сдачи имущества, приобретенного на средства пенсионного резерва, в аренду, размещены Фондом по пенсионным счетам. Судебные инстанции не дали оценку указанному обстоятельству, недостаточно обоснованно отклоняя довод Фонда о том, что доход от сдачи названного имущества в аренду является в данном случае доходом от размещения пенсионных резервов.
Пенсионные резервы фонда размещаются по правилам, установленным Правительством Российской Федерации. Правила размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.99 N 1432. Согласно пункту 5 Правил фонды могут самостоятельно размещать пенсионные резервы в недвижимое имущество. Размещение пенсионных резервов фонда осуществляется в соответствии с планом размещения пенсионных резервов, разрабатываемым фондом. План размещения пенсионных резервов фонда принимается (уточняется) ежегодно советом фонда и представляется вместе с годовой отчетностью фонда в Инспекцию негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, которая осуществляет контроль за размещением фондами пенсионных резервов. В акте налоговой проверки не указано на нарушения в размещении Фондом средств пенсионных резервов. Судебные инстанции также не установили нарушений в размещении Фондом пенсионных резервов и наличие замечаний со стороны контролирующего фонды органа. В материалах дела имеются аудиторские заключения по результатам проверки финансовой отчетности фонда за 2003 и 2004 годы, согласно которым ведение бухгалтерского учета и отчетности специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов соответствует нормам применимого законодательства Российской Федерации (том 6, листы дела 141-148). Однако судебные инстанции не обосновали причины, по которым не учли эти обстоятельства, отклоняя доводы фонда о характере доходов, полученных от сдачи имущества в аренду.
Кроме того, Фонд не согласен с расчетом налогооблагаемой прибыли за 2004 год, поскольку считает, что в доход от сдачи имущества в аренду Инспекцией включен и другой доход, не относящийся к арендной плате. При этом Фонд ссылается на сведения, приведенные в карточке счета 91.5.1. Из содержания судебных актов не видно, что суд проверял обоснованность доначисления дохода от сдачи имущества в аренду по размеру.
В суд кассационной инстанции Фонд представил письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.08 N 03-03-06/3/2 согласно которому доходы в виде арендной платы, полученной от сдачи в аренду имущества, приобретенного на средства пенсионных резервов, могут быть отнесены к доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственным пенсионным фондом.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает выводы судебных инстанций относительно законности решения Инспекции в части начисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа по рассматриваемому эпизоду недостаточно обоснованными. Поэтому решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части подлежат отмене с передачей дела в этой части на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует всесторонне и полно изучить материалы дела, исследовать представленные в дело доказательства, при необходимости предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дать всем доказательствам надлежащую оценку и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.06.07 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.07 по делу N А66-7434/2006 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2008 г. N А66-7434/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника