Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2008 г. N А56-8152/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 ноября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от Министерства финансов Российской Федерации Гольцовой Н.С. (доверенность от 27.12.2007), от общества с ограниченной ответственностью "Петербургрегионгаз" Статеевой И.Р. (доверенность от 09.01.2008),
рассмотрев 26.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2007 по делу N А56-8152/2006 (судья Жбанов В.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургрегионгаз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному образованию "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области", Комитету финансов Ленинградской области, Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), муниципальному предприятию "Центр коммунальных платежей и социальных субсидий Всеволожского района Ленинградской области" (далее - Предприятие) о возмещении 51 492 руб. 97 коп. расходов, возникших в результате предоставления в 2003 и первом квартале 2004 года гражданам, проживающим на территории муниципального образования "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области", льгот по оплате газа во исполнение Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации).
Определением от 30.10.2006 суд удовлетворил заявление истца о замене ненадлежащих ответчиков - Предприятия, муниципального образования "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области", Комитета финансов Ленинградской области, Минфина РФ надлежащим - Ленинградской областью в лице Комитета финансов Ленинградской области. В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Предприятие, муниципальное образование "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" в лице его администрации и Комитет по социальным вопросам муниципального образования "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области".
Определением от 23.04.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Минфина РФ, в качестве третьего лица - Комитет по труду и социальной защите населения по Ленинградской области.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество изменило размер исковых требований и просило взыскать 33 526 руб. 79 коп. расходов, возникших в результате предоставления льгот (лист дела 100 тома 2).
Решением от 07.11.2007 с Российской Федерации за счет средств ее казны в пользу Общества взыскано 28 582 руб. 70 коп. расходов, понесенных им в результате предоставления льгот.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение как принятое с нарушением норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы ссылается на то, что Положением о порядке предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, предусмотрено, что расходы от предоставления льгот производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением расходов из федерального бюджета. Следовательно, надлежащим ответчиком, за счет средств бюджета которого должны возмещаться расходы, является Ленинградская область в лице уполномоченных органов. По мнению подателя жалобы, истец не доказал факт предоставления льгот.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в 2003 и первом квартале 2004 года в соответствии с Законом о реабилитации предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате газа, в связи с чем понесло дополнительные расходы.
Поскольку понесенные Обществом расходы не возмещены ему в полном размере, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту "ж" статьи 16 Закона о реабилитации в редакции, действовавшей в период предоставления льгот, лица, подвергшиеся политическим репрессиям, обладают правом на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 17 названного Закона порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419 (далее - Положение), действовавшим в момент предоставления льгот.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на снижение размера оплаты жилья на 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья. Им предоставляется также скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 14 Положения финансирование расходов на предоставление льгот указанной категории лиц производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Правила), действие которых продлено на 2003, 2004 годы постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85, от 14.02.2004 N 80.
Согласно пункту 1 Правил расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств Федерального фонда компенсаций.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что денежных средств субъекту Российской Федерации для осуществления обязанности по возмещению организациям убытков в рамках реализации установленных Законом о реабилитации льгот выделено недостаточно. В случае недостаточности выделенных денежных средств взыскание должно производиться с Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Довод подателя жалобы о том, что истец не доказал факт предоставления льгот и размер заявленных к возмещению расходов, противоречит материалам дела. В материалы дела истцом представлены согласованные с Комитетом по социальным вопросам муниципального образования "Всеволожский муниципальный район Ленинградской области" и Предприятием списки-реестры граждан, в которых имеются сведения о фамилиях, именах и отчествах льготников, адресах их регистрации, номерах удостоверений, на основании которых предоставлена льгота, периоде времени, за который предоставлена льгота; акты сверки расчетов и другие документы, подтверждающие обоснованность и правомерность заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2007 по делу N А56-8152/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
О.Г. Соснина |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г. N А56-8152/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника