Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 марта 2008 г. N А13-2753/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 ноября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 января 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Дмитриева В.В. и Корпусовой О.А.,
рассмотрев 28.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.10.2007 по делу /N А13-2753/2007 (судья Ковшикова О.С.)
установил:
Государственное учреждение "Вожегодский лесхоз" (далее - Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 21.02.2007 N 5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 09.10.2007 суд первой инстанции удовлетворил заявление Лесхоза: признал оспариваемый ненормативный акт налогового органа недействительным, как не соответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав заявителя.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт. По мнению налогового органа, реализация семян ели не является исключительными полномочиями Лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) воспроизводство лесов, заготовка семян и выращивание посадочного материала осуществляется как лесхозами, так и лесопользователями. В связи с чем, у Лесхоза отсутствуют основания для применения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, а доначисление заявителю суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ является правомерным.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Лесхоз указал на правомерность принятого по делу решения суда от 09.10.2007, а также просил рассмотреть жалобу Инспекции в отсутствие своего представителя.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако представители Инспекции и Лесхоза в суд кассационной инстанции не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно акту от 19.01.2007 N 1 Инспекция провела выездную проверку соблюдения Лесхозом налогового законодательства, в том числе НДС за период с 01.01.2003 по 30.09.2006, в ходе которой установила занижение налоговой базы для исчисления НДС на сумму 414 800 руб., которое соответственно повлекло неполную уплату налога в сумме 74 664 руб. Данный вывод Инспекции обоснован тем, что Лесхоз в нарушение пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 39 и пункта 1 статьи 146 НК РФ, не включил в состав налоговой базы при исчислении НДС 414 800 руб., полученной от федерального государственного учреждения "Боровичский лесхоз" за реализацию семян ели по счету-фактуре от 31.05.2005 N 41.
Принятым по результатам проверки решением от 21.02.2007 N 5 Инспекция по данному эпизоду проверки доначислила Лесхозу 74 664 руб. НДС, начислила к уплате 16 452 руб. 05 коп. пеней и привлекла его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 14 932 руб. 80 коп. штрафа, предложив налогоплательщику в установленный срок уплатить названные суммы недоимки, пеней и штрафа, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Посчитав решение налогового органа незаконным, Лесхоз обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствуясь статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 19 ЛК РФ, Положением о лесхозе, утвержденным Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.1998 N 188 (далее - Положение о лесхозе) и Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283, пришел к выводу об отсутствии у Лесхоза в данном случае объекта налогообложения НДС, в связи с чем привлечение его к налоговой ответственности, доначисление налогов, начисление пеней и взыскание штрафов незаконны. При этом суд первой инстанции указал на то, что лесной фонд находится в федеральной собственности, следовательно, семена для воспроизводства лесного фонда, также являются федеральной собственностью, а передача семян от одного лесхоза другому не влечет перехода права собственности, не является реализацией и подпадает под определение объекта обложения НДС.
Кассационная инстанция считает такие выводы суда ошибочными.
Согласно 53 ЛК РФ территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Лесхоз в соответствии с Положением о лесхозе, является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках, осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок, принимает меры по эффективным воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
Статьями 83, 90 ЛК РФ предусмотрено, что при осуществлении лесопользования лесопользователи обязаны осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках способами, в сроки и на условиях, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете. В свою очередь Лесхозы обязаны оказывать лесопользователям помощь в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевным и посадочным материалами и оплачивать в установленном порядке выполненные ими лесовосстановительные мероприятия (статья 91 Кодекса).
В соответствии со статьей 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС (в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по НДС предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе семян для воспроизводства лесного хозяйства, НК РФ не предусмотрено.
Положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.
В данном случае Лесхоз по договору от 15.02.2005 N 8 и счету-фактуре от 31.05.2005 N 41 (листы дела 16, 49) передал в адрес федерального государственного учреждения "Боровичский лесхоз" семена ели на общую сумму 414 800 руб. (без учета НДС). При этом Лесхоз данную операцию отразил в бухгалтерском учете на счете 401.2 "Доходы от предпринимательской деятельности" и при исчислении налога на прибыль за 2005 год включил указанную сумму в доходы от реализации продукции.
Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 названного Кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товар, следовательно, Лесхоз в проверенный период осуществлял операции по реализации товаров (семян ели).
Учитывая, что в данном случае операции по реализации семян не являются исключительными полномочиями Лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 83 ЛК РФ данные операции могут выполняться и другими лесопользователями, положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не могут применяться. Следовательно, названные операции подлежат обложению НДС на общих основаниях.
При таких обстоятельствах следует признать, что Инспекция обоснованно решением от 21.02.2007 N 5 вменила Лесхозу в вину занижение налогооблагаемой базы по НДС, а также произвела доначисление 74 664 руб. недоимки по НДС, 16 452 руб. 05 коп. пеней и привлекла его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 14 932 руб. 80 коп. штрафа.
Следовательно, решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене, а в удовлетворении требований Лесхозу следует отказать.
С Лесхоза в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 НК РФ подлежит взысканию в пользу Инспекции 3 000 руб. в возмещение судебных расходов за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.10.2007 по делу N А13-2753/2007 отменить.
В удовлетворении заявления государственному учреждению "Вожегодский лесхоз" отказать.
Взыскать с государственного учреждения "Вожегодский лесхоз" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Вологодской области 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
В.В.Дмитриев |
|
О.А. Корпусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2008 г. N А13-2753/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника