Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2008 г. N А56-20628/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 декабря 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой. И.Л., Сергеевой И.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Финскор" Чарских А.Ю. (доверенность от 09.08.2007), Кудрявцева В.А. (доверенность от 01.03.2007), от Совета депутатов муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области Кононовой И.А. (доверенность от 21.02.2008), прокурора Бобковой ГГ. (удостоверение N 120612),
рассмотрев 21.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Финскор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2007 по делу N А56-20628/2007 (судьи Захарова М.В., Савинова Е.В., Раннева Ю.А.)
установил:
Закрытое акционерное общество "Финскор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим нормативного акта - решения Совета депутатов муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - Совет) от 30.01.2007 N 100 "Об утверждении методики определения арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в 2007 году" (далее - Решение N 100) как не соответствующего абзацу 2 пункта 1 статьи 2, пункту 2 статьи 7, статье 10, пункту 4 статьи 22 и пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Протокольным определением от 19.12.2007 суд отклонил ходатайство Общества о дополнении заявленных требований требованием о признании недействующим решения Совета от 28.01.2006 N 37 "Об утверждении методики определения арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области".
Решением от 29.12.2007 оспариваемое Решение N 100 признано соответствующим абзацу 2 пункта 1 статьи 2, пункту 2 статьи 7, статье 10, пункту 4 статьи 22 и пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда от 29.12.2007 в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Совет просит оставить обжалуемое решение без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Совета и прокурор, ссылаясь на и необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Совет принял Решение N 100, которым " целях повышения эффективности управления земельными ресурсами, упорядочения расчета арендной платы за земельные участки, используемое для различных видов деятельности, в соответствии с областным законом от 27.07.1994 N 4-оз "О плате за землю в Ленинградской области", распоряжением Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 05.09.2006 N 346 "Об утверждении методических рекомендаций по определению арендной платы за земельные участки в Ленинградской области в 2007 году", утвердил методику определения арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в 2007 году. Решение вступило в силу с момента его официального опубликования в газете "Выборг" от 12.02.2007 N 20 (15700).
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав, что в преамбуле Решения N 100 отсутствуют ссылки на императивные нормы пункта 4 статьи 22 или пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса, обосновывающие правомерность порядка и условий расчета арендной платы, а имеющаяся ссылка на закон Ленинградской области от 27.07.1994 N 4-оз "О плате за землю в Ленинградской области" (далее - Закон N 4-оз) и на распоряжение Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 05.09.2006 N 346 "Oб утверждении методических рекомендаций по определению арендной платы за земельные участки в Ленинградской области в 2007 году" (далее - Методические рекомендации) является неправомерной, поскольку указанные акты противоречат пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса, имеющего большую юридическую силу.
Кроме того, Решением N 100 устанавливаются для муниципальных земель не предусмотренные нормами Земельного кодекса коэффициенты, существенно повышающие арендную плату и являющиеся тяжким обременением для арендаторов землепользователей, а именно: коэффициент целевого (функционального использования земли от 1 до 1000, коэффициент обеспеченности объектами инфраструктуры 1-2, коэффициент особо охраняемых земель 1-2. Статья 10 Земельного кодекса не предусматривает для субъекта федерации таких полномочий как порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности или утверждения методических рекомендаций по установлению арендной платы. Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Рассмотрев заявление Общества, суд пришел к выводу о соответствии Решения N 100 нормам Земельного кодекса. При этом суд исходил из того, что согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления Отсутствие в преамбуле Решения N 100 ссылок на статью 22 или 65 Земельного кодекса не нарушает прав и законных интересов заявителя. Полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и определению размера арендной платы следуют из пункта 2 статьи 22, статьи 65 Земельного кодекса, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действующего Закона о местном самоуправлении Областного закона Ленинградской области от 02.08.2006 N 80-оз "Об установлении полномочий органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления Ленинградской области по распоряжению земельными участками, порядка распоряжения земельными участками до разграничения права собственности на землю на территории Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ленинградской области".
Кроме того, суд указал, что заявитель не представил доказательства того, что применение методики, утвержденной оспариваемым решением, привело к увеличению размера арендной платы в соответствии с условиями представленного договора аренды.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В результате полного, объективного и всестороннего исследования обстоятельств дела суд пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого Решения Совета N 100 законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Полномочия Совета как органа местного самоуправления по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в его ведении, предусмотрены статьей 65 Земельного кодекса. Реализуя указанные полномочия орган местного самоуправления вправе использовать в своей работе нормативные правовые акты, принятые органами субъекта Российской Федерации, регулирующие сходные вопросы. Ссылка в оспариваемом Решении N 100 на областной Закон N 4-оз и Методические рекомендации подтверждает лишь их использование Советом при разработке собственной методики определения арендной платы за землю и не свидетельствует о непосредственном распространении действия указанных актов на отношения по аренде муниципальных земель.
При таких обстоятельствах ссылка в оспариваемом Решении N 100 на указанные акты не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав.
В кассационной жалобе Общество ссылается на то, что установленные оспариваемым Решением Совета ставки арендной платы противоречат пункту 2 статьи 3 Федерального Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ, согласно которому размер арендной платы в год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Между тем указанное ограничение было введено значительно позже принятия Советом оспариваемого Решения N 100, соответственно оспариваемое решение в момент его принятия не могло противоречить названной заявителем норме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2007 по делу N А56-20628/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Финскор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
И.Л. Грачева |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г. N А56-20628/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника