Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 29 декабря 2007 г. N А56-20628/2007
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2007 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе председательствующего судьи Захаровой М.В., судей Савиновой Е.В., Ранневой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пасиляускене К.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: заявитель: Закрытое акционерное общество "ФИНСКОР" госорган, нормативный акт, которого оспаривается: Совет депутатов муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о признании нормативного акта недействующим
при участии:
- от заявителя: представители Чарских А.Ю., доверенность от 09.08.2007 N 141 -Д, Кудрявцев В.А., доверенность от 01.03.2007
- от госоргана: представитель Кононова И.А., доверенность от 06.12.2007 N 57
установил:
Закрытое акционерное общество "ФИНСКОР" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим нормативного акта - решения Совета депутатов муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее - Совет) N 100 от 30.01.2007 " Об утверждении методики определения арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в 2007 году" (далее - решение).
Ходатайство Заявителя об увеличении размера требований и1 признании недействующим одновременно решения Совета N 37 от 28.01.2006 " Об утверждении методики определения арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования " Выборгский район" Ленинградской области" в 2006 году отклонено судом, ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не предусматривает дополнение требований.
По мнению Заявителя, решение не соответствует положениям абз. 2 п.1 ст. 2, п. 2 ст. 7, ст. 10, п. 4 ст. 22 и п. 3 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушает его права и законные интересы как арендатора земельного участка, расположенного на территории муниципального образования "Выборгское городское поселение".
Совет оспаривал заявленные требования по доводам, изложенным в отзыве, считая, что Совет как орган местного самоуправления действовал в пределах полномочий, предоставленных законодательством.
При рассмотрении спора судом установлено.
30.01.2007 Совет принял решение об утверждении методики определения арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Выборгское городское поселение" в 2007 году. Решение вступило в силу с момента его официального опубликования в газете "Выборг" N 20 (15700) от 12.02.2007.
В обоснование требования Заявитель ссылается на то, что в преамбуле решения отсутствуют ссылки на императивные нормы п. 4 ст. 22 или п. 3 ст. 65 ЗК РФ, обосновывающие правомерность порядка и условий расчета арендной платы, а имеющаяся ссылка на закон Ленинградской области N 4-03 от 27.07.94 "О плате за землю в Ленинградской области" (далее - Областной закон) и на распоряжение Леноблкомимущество от 05 09 2006 N 346 "Об утверждении методических рекомендаций по определению арендной платы за земельные участки в Ленинградской области в 2007 году" (далее - методические рекомендации) неправомерна, поскольку противоречит п. 3 ст. 65 ЗК РФ.
Кроме того, Совет устанавливает в решении для муниципальных земель не предусмотренные нормами ЗК РФ коэффициенты, существенно повышающие арендную плату, а именно: коэффициент целевого (функционального) использования земли от 1 до 1000, коэффициент обеспеченности объектами инфраструктуры 1-2, коэффициент особо охраняемых земель 1-2.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) устанавливает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 9 информационного письма от 13.08.2004 N 80 Президиума ВАС РФ к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в т.ч. нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 192 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 194 (п. 4) АПК РФ арбитражный суд, осуществляя проверку нормативного правого акта, должен установить, соответствует ли этот акт или его отдельные положения федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Соответственно, рассматривая такое заявление, суд вправе признать недействующим нормативный правовой акт в части, нарушающей права Заявителя.
Из доводов Заявителя следует, что его права и законные интересы затронуты тем, что в преамбуле решения не указаны законы, имеющие большую юридическую силу по отношению к перечисленным в преамбуле решения актам, в соответствии с которыми Совет принял решение. Также решением установлены коэффициенты, не предусмотренные вышеперечисленными положениями ЗК РФ, на соответствие которым Заявитель просит проверить оспариваемое решение.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.
Ст. 7 ЗК РФ устанавливает категории земель РФ по их целевому назначению, правовой режим которых определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории..
Ст. 10 ЗК РФ устанавливает полномочия субъектов РФ в области земельных отношений.
В соответствии со ст. 22 (п. 4) ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
Не указание Советом в преамбуле решения ст. 22 или 65 ЗК РФ, по мнению суда, не нарушает прав и законных интересов Заявителя. Полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и определению размера арендной платы следуют из ст. 22 (п.2), ст. 65 ЗК РФ, ст. 3 (п. 10) ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Закона о местном самоуправлении, Областного закона от 02.08.2006 N 80-оз "Об установлении полномочий органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления Ленинградской области по распоряжению земельными участками, порядка распоряжения земельными участками до разграничения права собственности на землю на территории Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ленинградской области".
При отсутствии утвержденных Правительством РФ общих начал определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, Совет при принятии оспариваемого решения не мог ими руководствоваться.
В силу ст. 9 Областного закона Правительством Ленинградской области утверждается методика определения арендной платы за земельные участки в Ленинградской области.
В отсутствие иного правового регулирования общих начал определения арендной,- платы, разграничения государственной собственности на земельные участки, указание в преамбуле решения на применение Областного закона и методических рекомендаций не может нарушить прав и интересов Заявителя.
Таким образом, отсутствие ссылок на указанные статьи ЗК РФ в преамбуле решения, при наличии полномочий органа местного самоуправления на принятие таких решений, не позволяет считать решение недействующим.
Из содержания оспариваемого решения следует, что установленные решением Совета расчетные коэффициенты должны применяться при расчете арендной платы за землю на территории муниципального образования по отношению ко всем арендаторам, коэффициенты целевого (функционального) использования земли и обеспеченности объектами инфраструктуры применяются в зависимости от конкретного вида деятельности арендатора.
В силу ст. 22 (п. 4) ЗК РФ размер арендной платы определяется договором.
В доказательство прав арендатора Заявитель представил договор аренды земель для несельскохозяйственных целей N 812 от 03.03.1995 сроком на 20 лет под производственную базу.
Отсутствуют доказательства того, что применение методики, утвержденной, оспариваемым решением, привело к увеличению размена арендной платы в соответствии с условиями представленного договора аренды.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое решение соответствует положениям ЗК РФ, нарушение прав Заявителя как арендатора земельного участка не установлено, заявленное требование в силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ст. 192, 195 АПК РФ удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 191-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
1. Признать решение Совета депутатов муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области N 100 от 30.01.2007 " Об утверждении методики определения арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в 2007 году" соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (абз. 2 п.1 ст. 2, п. 2 ст. 7, ст. 10, п. 4 ст. 22 и п. 3 ст.65).
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
Председательствующий |
М.В. Захарова |
Судьи |
Е.А. Савина |
|
Ю.А. Раннева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. N А56-20628/2007
Текст решения предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника