Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 марта 2008 г. N А56-34904/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 февраля 2008 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 ноября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Корабухиной Л.И., Дмитриева В.В.,
при участии от открытого акционерного общества коммерческий банк развития газовой промышленности Севера "Севергазбанк" Ефимовой О.С. (доверенность от 15.01.2008 N 8), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Кононовой М.В. (доверенность от 09.01.2008 N 03-09/0030),
рассмотрев 20.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2007 по делу N А56-34904/2007 (судья Звонарева Ю.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество коммерческий банк развития газовой промышленности Севера "Севергазбанк" (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 06.06.2007 N9 о привлечении Банка к ответственности, предусмотренной статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.11.2007 заявленные требования Банка удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт и отказать Банку в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, налоговые органы в ходе проведения мероприятий налогового контроля вправе истребовать у банков документы, относящиеся к деятельности третьих лиц. В обоснование своих доводов налоговый орган ссылается на пункт 69 статьи 1 Федерального закона N 137-ФЗ, в соответствии с которым в главу 14 "Налоговый контроль" Налогового кодекса Российской Федерации введена статья 93.1, регулирующая порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, вступающая в силу с 1 января 2007. Данная норма регламентирует порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или о конкретных сделках.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Банка просил оставить решение суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с проведением камеральной проверки открытого акционерного общества (далее - ОАО) "ЭКО "Феникс Холдинг" по вопросу обоснованности возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по декларации по ставке НДС 0% за декабрь 2006 года, Инспекция на основании пунктов 2 и 4 статьи 86 НК РФ направила в адрес банка мотивированный запрос от 27.03.2007 N11-13/04398 (лист дела 12) о представлении расширенной выписки по счетам в отношении ООО "Идель" за период с 01.10.2006 по 01.02.2007.
Письмом от 10.04.2007 N 01-33/648 (лист дела 13) Новгородский филиал Банка сообщил налоговому органу, что запрашиваемая им информация не может быть предоставлена, поскольку в силу положений статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Заявитель также указал на то, что согласно статье 87 НК РФ налоговый орган имеет право истребовать документы у банков, касающиеся деятельности только проверяемого налогоплательщика. Поскольку в данном случае налоговая проверка проводилась в отношении ОАО "ЭКО "Феникс Холдинг", а запрашиваемые документы касаются деятельности ООО "Идель", Банк не представил запрашиваемую информацию.
Сопроводительным письмом от 10.05.2007 N11-13/07316 с приложением акта о нарушении законодательства о налогах и сборах от 28.04.2007 N 9 Инспекция поставила Банк в известность о том, что непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ влечет привлечение к ответственности по статье 135.1 НК РФ.
Впоследствии Инспекция 06.06.2007 с учетом устных возражений Банка приняла решение N 9 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135.1 НК РФ в виде взыскания 10 000 руб. штрафа.
Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу жалобу Банка на решение Инспекции от 06.06.2007 N 9 оставила без удовлетворения, изменив при этом резолютивную часть решения, исключив слова "пункт 1" из названного решения (лист дела 58-59).
Банк, не согласившись с правомерностью указанного решения, обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на отсутствие в данном случае события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 135.1 НК РФ, поскольку мероприятия налогового контроля проводились в отношении ОАО "ЭКО Феникс Холдинг", а не в отношении другого клиента Банка - ООО "Идель". Кроме того, суд также указал на то, что налоговый орган имел возможность истребовать у банка необходимые сведения непосредственно в отношении ООО "Идель" в порядке статьи 93.1 НК РФ.
Суд кассационной инстанции считает решение суда законным и обоснованным.
Право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени, закреплено в подпункте 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрена возможность осуществления налоговыми органами других прав, предусмотренных названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ (пункт 2 в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Указанная в настоящем пункте информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Пунктом 3 статьи 86 НК РФ предусмотрено, что форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 3 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 05.12.2006 N САЭ-3-06/892@" следует читать "от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@"
Форма и порядок направления соответствующих запросов в банк утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 05.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ N 829).
В соответствии со статьей 135.1 НК РФ непредставление банком справок по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
Таким образом, к ответственности по статье 135.1 НК РФ банк может быть привлечен в случае непредставления им в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам клиентов банка по мотивированному запросу налогового органа, оформленного в соответствии со статьей 86 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, то есть клиентов банка.
В данном случае как установлено судом первой инстанции, и это обстоятельство подтверждается материалами дела, Инспекция проводила мероприятия налогового контроля только в отношении ОАО "ЭКО Феникс Холдинг", а не в отношении другого клиента банка - ООО "Идель".
При таких обстоятельствах Банк не мог быть привлечен к ответственности по статье 135.1 НК РФ, поскольку мотивированный запрос оформлен в соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 86 НК РФ.
Что касается ссылки налогового органа на положения пункта 1 статьи 93.1 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2007 Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, о том, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию), то в данном случае, за нарушение банками положений данной статьи, они не могут быть привлечены к ответственности по статье 135.1 НК РФ.
Федеральная налоговая служба в письме от 11.10.2007 N ШТ-6-06/774@ разъяснила, что предусмотренная пунктом 2 статьи 86 НК РФ обязанность банков выдавать соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов является отдельным правовым институтом, не связанным с институтом истребования у налогоплательщиков (в том числе банков) документов при проведении в их отношении мероприятий налогового контроля (то есть, в порядке статей 93 и 93.1 НК РФ).
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции при вынесении решения правильно применил нормы материального права, в связи с чем принятый по делу судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2007 по делу N А56-34904/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 марта 2008 г. N А56-34904/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника