Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 апреля 2008 г. N А21-628/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Самсоновой Л.А., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 07.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромстройтранс - МП" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2007 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 (судьи Семенова А.Б., Гафиатуллина Т.С., Савицкая И.Г.) по делу N А21-628/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромстройтранс - МП" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Выборгской таможни (далее - таможня) от 18.01.2007 по делу об административном правонарушении N 10206000-1350/2006, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.09.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.12.2007, обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - отдельных положений актов таможенного законодательства. По мнению подателя жалобы, его действия не образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, поскольку спорные таможенные правоотношения возникли до вступления в силу Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ). Общество также указывает на неясность отдельных положений таможенного законодательства и необходимость применения в данном случае пункта 5 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Представители общества и таможни, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что заявитель является юридическим лицом, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (том дела I; лист 10).
01.09.2006 на таможенный пост "Торфяновка" Выборгской таможни из Финляндии прибыли принадлежащие обществу на праве собственности транспортные средства - седельный тягач "Рено" (регистрационный номер Н 211 ЕХ 39) с полуприцепом "Десот" (регистрационный номер АЕ 1258 39) с товаром. Транспортные средства следовали из Финляндии (с погрузкой в городе Коувола) в Московскую область, зарегистрированы на территории Калининградской области и помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны в 1999 году.
В ходе таможенного контроля таможней установлено, что в графе "Особые отметки" свидетельств о регистрации транспортных средств имеются записи: "отчуждение и передача в пользование или распоряжение вне территории ОЭЗ в Калининградской области без разрешения таможенных органов запрещены". Информации о снятии таможенных ограничений в указанных документах не содержится.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможней дела об административном правонарушении N 10206000-1350/2006 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, и проведения по нему административного расследования (определение таможни от 14.09.2006).
В ходе административного производства таможенный орган установил, что транспортные средства ранее ввезены на территорию Российской Федерации в Калининградскую область и помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны (ИМ71), а общество пользуется ими как собственник в нарушение требований статьи 15 Закона N 16-ФЗ. Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны в отношении указанных транспортных средств не производилось.
С учетом этих обстоятельств таможенный орган составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 14.11.2006 и вынес оспариваемое постановление от 18.01.2007 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.19 КоАП РФ. Действия общества квалифицированы как пользование транспортными средствами в нарушение таможенного режима свободной таможенной зоны. Виновность заявителя оценена применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено заявителю в виде 992 000 руб. штрафа (в размере рыночной стоимости предмета правонарушения) по факту товароведческой оценочной экспертизы, назначенной определением таможни от 25.09.2006, с которым заявитель своевременно ознакомлен (том дела I; листы 63, ; 67-68). Заявлений, отводов и ходатайств по поводу проведения экспертизы от общества не поступало. Экспертиза поручена и проведена Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой по вопросу рыночной стоимости задержанных транспортных средств по состоянию на 01.09.2006. Соответствующая стоимость предметов правонарушения определена экспертом с включением налога на добавленную стоимость (по ценам внутреннего рынка Российской Федерации), с учетом внешнего осмотра и отдельных технических характеристик объектов исследования, бывших в эксплуатации, на основе затратного и сравнительного подхода, информации на сайтах в сети Интернет. Эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (экспертное заключение от 03.10.2006 N 17-0798; том дела I, листы 90-95).
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, указав на неясности правового содержания положений Закона N 16-ФЗ.
Суд первой инстанции признал необоснованной правовую позицию заявителя относительно толкования положений Закона N 16-ФЗ, указал на отсутствие соответствующих противоречий в действующем законодательстве и наличие в действиях общества признаков вмененного правонарушения.
Апелляционная коллегия подтвердила правильность применения судом первой инстанции норм материального права. Вместе с тем суд апелляционнрй инстанции установил соблюдение таможенным органом административной процедуры, указав на надлежащее извещение законного представителя общества о времени и месте составления протокола (дело об административном правонарушении; листы 41, 74). Из материалов дела следует, что законный представитель общества своевременно узнал об административной процедуре (том дела I; лист 67). Заявитель имел возможности для реализации соответствующих процессуальных гарантий, воспользовался услугами адвоката, просил о вынесении оспариваемого постановления без участия своих представителей (том дела I; лист 158). Доводы жалобы не сопряжены с проверкой правильности применения процессуальных норм, закрепленных в разделе IV КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы общества, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суды обеих инстанций обоснованно указали на нарушение обществом условий таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области и посчитали правильной квалификацию деяния согласно оспариваемому постановлению. В действиях заявителя усматривается состав административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 16.19 КоАП РФ объективную сторону административного правонарушения образуют пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передача прав использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.
Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами (подпункт 22 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Согласно положениям статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 ("Таможенные режимы") раздела II ("Таможенные процедуры") ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим (пункт 1). Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 2).
При этом под "лицом" понимаются юридические и физические лица, если иное не вытекает из Таможенного кодекса Российской Федерации (подпункт 12 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
По смыслу приведенных нормативных положений субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, может выступать любое лицо, на которое возлагаются обязанности по соблюдению условий и ограничений таможенного режима и (или) завершению его действия в соответствии с требованиями таможенного законодательства.
В статье 9 Закона N 16-ФЗ определено содержание таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области.
Таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых Законом N 16-ФЗ (часть 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ).
Таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, действует в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области и используемых на этой территории юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ).
В отношении товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, а также продуктов их переработки допускается передача прав владения, пользования и (или) распоряжения (часть 5 статьи 9 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении следующих условий: 1) транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области; 2) транспортные средства принадлежат юридическим лицам, указанным в части 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ.
Положения статей 9 и 15 Закона N 16-ФЗ распространяются и на юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу Закона N 16-ФЗ (01.04.2006) осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (часть 1 статьи 23 Закона N 16-ФЗ). Из материалов дела следует, что общество относится к таким лицам.
В силу статьи 2 ТК РФ территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (пункт 1). Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительном экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2). На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (пункт 3). Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы территорий, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 2 ТК РФ, являются таможенной границей (пункт 4). Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи (пункт 5).
Поскольку общество осуществляло международную перевозку грузов между территорией иностранного государства и остальной частью таможенной территории Российской Федерации, оно нарушило условия таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в Калининградской области (статьи 9 и 15 Закона N 16-ФЗ). В спорных правоотношениях статус транспортных средств следует определять как статус иностранных товаров.
В суде апелляционной инстанции заявителем оспаривались выводы эксперта о стоимости предметов административного правонарушения (экспертное заключение от 03.10.2006 N 17-0798). При этом альтернативных экспертных оценок заявитель не представил и не ходатайствовал о проведении повторной экспертизы. Соответствующее средство доказывания (заключение эксперта) оценено судом апелляционной инстанции. Эта оценка не противоречит правилам статей 67, 68, частей 1 - 3 статьи 71 АПК РФ. Достоверность этого доказательства и его значение для решения спора по существу обоснованно признаны апелляционной коллегией. При таких обстоятельствах процессуальных оснований для переоценки выводов эксперта не имеется. Размер штрафной санкции определен таможней согласно положениям статьи 3.5 КоАП РФ.
Позиция суда первой инстанции и апелляционного суда соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, отвечает требованиям материального и процессуального закона.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2007 по делу N А21-628/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромстройтранс - МП" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
|
Д.В. Хохлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 апреля 2008 г. N А21-628/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника