Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело(N2а-457/2022) по кассационной жалобе Иванова Э.А. на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 7 июня 2022г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 августа 2022г. (N33а-2561/2022) по административному иску Иванова Э.А. к Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия", начальнику федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванов Э.А. обратился в суд к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия (далее-ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия) с административным иском, в котором просил признать незаконным запрет на хранение спорных вещей 6 апреля 2022г. и 19 апреля 2022г, возложив на административного ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения, а также взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в сумме 1000000 руб.
В обоснование указал, что после его прибытия 6 апреля 2022г. и 19 апреля 2022г. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в качестве осужденного к наказанию в виде лишения свободы по вступившему в силу приговору, переведенного в указанный следственный изоляторах на основании ст. 77.1 УИК РФ, в его отношении был произведен досмотр его вещей. В ходе указанного досмотра, несмотря на продемонстрированные им ранее принятые в апелляционном и кассационном порядке судебные акты, подтверждающие законность нахождения ряда вещей у административного истца, должностными лицами ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия были изъяты, как запрещенные к хранению и использованию в камере: доска разделочная пластиковая, копировальная бумага, корзинка пластиковая, 2 подвесных ароматизатора, свечки, пластиковый нож, маркер, ручки гелевые цветные ? 2 шт, банка консервов, MP3 плеер и комплектующие к нему, радиоприемник с сетевым кабелем, кроссовки, нитки цветные, зажим канцелярский, ложка и вилка алюминиевые, клей ПВА, скотч, корректор, точилка канцелярская (далее - спорные вещи).
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 7 июня 2022г. административный иск Иванова Э.А. удовлетворен частично.
Признаны незаконными действия (бездействия) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия по запрещению хранения и использования Ивановым Э.А. доски разделочной пластиковой, копировальной бумаги, корзинки пластиковой, ароматизатора подвесного-2 шт, свечки, пластикового ножа, маркера, ручки гелевой цветной-2 шт, банки консервов, МП3 плеера и комплектующих к нему, радиоприемника с сетевым кабелем, кроссовок, ниток цветных, зажима канцелярского, ложки алюминиевой, вилки алюминиевой, клея ПВА, скотча, корректора, точилки канцелярской.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Иванова Э.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 августа 2022г. решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 7 июня 2022г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Иванов Э.А. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) учреждения, может заявить требования о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Как следует из материалов дела, административный истец отбывает наказание в исправительной колонии строгого режима по приговору Муезерского районного суда Республики Карелия от 27 мая 2019г. в облегченных условиях отбывания наказания.
По прибытию административного истца 6 и 19 апреля 2022 г. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, куда он был переведен на основании постановления мирового судьи судебного участка Муезерского района Республики Карелия от 16 марта 2022г. в качестве обвиняемого до окончания рассмотрения уголовного дела в порядке ст. 77.1 УИК РФ, он подвергся досмотру, в результате которого у него изъяли: доску разделочную пластиковую, копировальную бумагу, корзинку пластиковую, ароматизатор подвесной - 2 шт, свечки, пластиковый нож, маркер, ручки гелевые цветные - 2 шт, банку консервов, MP3 плеер и комплектующие к нему, радиоприемник с сетевым кабелем, кроссовки, нитки цветные, зажим канцелярский, ложку алюминиевую, вилку алюминиевую, клей ПВА, скотч, корректор, точилку канцелярскую, в связи с запретом хранения и использования указанных вещей в камере.
25 апреля и 26 мая 2022г. (в том числе после предъявления настоящего иска) вещи возвращены административному истцу.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции удовлетворил административный иск Иванова Э.А. частично.
Суд первой инстанции признал, что запрет административному истцу пользоваться в спорный период времени изъятыми у него вещами противоречит действующему законодательству, нарушает условия содержания, определенные ему приговором суда, что влечет присуждение компенсации в порядке ст. 227.1 КАС РФ.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия указала следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее-УИК РФ) исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В ч.2 ст.77.1 УИК РФ определено, что при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ч.3 ст.77.1 УИК РФ).
Проанализировав приведенные федеральные нормы, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что при содержании осужденного лица в следственном изоляторе для участия в судебном разбирательстве в качестве обвиняемого, такой изолятор выполняет функции исправительного учреждения, в связи с чем порядок содержания осужденного определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а условия содержания - приговором суда.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелии указала, что применив к возникшим правоотношениям действующие в вышеуказанный период времени Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295, не содержащие в приложении 1, устанавливающем перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, ограничений на хранение спорных вещей, с учетом положений ч.3 ст.93 УИК РФ, регулирующей правила пользования осужденными радиоприемниками, суд пришел к правомерному выводу о незаконности действий администрации исправительного учреждения, выразившихся в воспрепятствовании административному истцу пользоваться спорными вещами.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела обоснованно учтены правовые позиции, закрепленные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2020г. N50-п.
Суд апелляционной инстанции согласился с размером присужденной компенсации, верно отметив, что размер присужденной судом компенсации 2000 руб. соответствует фактическим обстоятельствам, при которых были нарушены права административного истца; при определении размера присужденной компенсации учтены характер и продолжительность нарушения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия пришла к выводу и о том, что вопреки утверждениям административного истца судом первой инстанции дана оценка незаконности действиям исправительного учреждения за весь период, которым охватывается и факт запрета хранения вещей 19 апреля 2022г, в связи с чем оснований для увеличения суммы взысканной компенсации не имеется.
Выводы судебных инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска Иванова Э.А. в части, о размере присужденной компенсации являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, правовых оснований не согласиться с которой не имеется.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Утверждение в кассационной жалобе о том, что обстоятельства по запрету хранения спорных вещей 19 апреля 2022г. не являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, не соответствует материалам дела.
Судами дана надлежащая оценка действий ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия по запрету хранения и использования спорных вещей как 6 апреля 2022г, так и 19 апреля 2022г, что нашло соответствующее отражение в оспариваемых судебных актах.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 7 июня 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 августа 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Э.А. -без удовлетворения.
Решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 7 июня 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 25 августа 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 декабря 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.