Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Поповой О. Ю. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 28 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 августа 2022 года по административному делу N 2а - 1995/2022 по административному иску Поповой О. Ю. к инспектору МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области Синицыну В. В, МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области, УМВД России по Калининградской области, МВД России о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Попова О.Ю. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непроведении ей 11 декабря 2021 года практического экзамена на право управления транспортными средствами; по причине отсутствия транспортного средства для его сдачи, обязанность по предоставлению которого лежит на административных ответчиках; возложить обязанность провести ей практический экзамен на право управления транспортными средствами в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 28 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 августа 2022 года исковые требования Поповой О.Ю. оставлены без удовлетворения.
На вступившие в законную силу судебные постановления, административным истцом подана кассационная жалоба, в которой она ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с нарушением норм материального и процессуального права неправильным установлением обстоятельств.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Попова О.Ю. прошла обучение в период времени с 15 июня 2016 года по 15 сентября 2016 года в АНО "Авто-Лидер" на право управления транспортными средствами категории "В", о чем ей выдано свидетельство N3667, сдала теоретический экзамен на право управления транспортными средствами и 18 октября 2016 года допущена к сдаче экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения, который не сдала.
16 сентября 2016 года при приеме документов для допуска к проведению экзаменов на право управления транспортными средствами Попова О.Ю. проинформирована о том, что МРЭО ГИБДД не предоставляет транспортное средство для сдачи практического экзамена по управлению транспортными средствами.
11 декабря 2021 года в 10:00 инспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области Синицын В.В. прибыл для принятия у Поповой О.Ю. практического экзамена по управлению транспортным средством по адресу: г.Калининград, ул.Гоголя 12, однако, к его принятию не приступил в связи с отсутствием транспортного средства.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что у МВД России в лице структурных подразделений и их должностных лиц отсутствует обязанность предоставлять кандидатам транспортное средства для сдачи экзаменов, в связи с чем, не усмотрел оснований для признания незаконным бездействие инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области Синицына В.В, выразившееся непроведении Поповой О.Ю. практического экзамена по управлению транспортными средствами.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно - распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом N 210 - ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (часть 1 статьи 1).
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 названного федерального закона).
Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, действовавшими на момент принятия Административного регламента, закреплено, что регламент разрабатывается и утверждается органом, предоставляющим государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами (пункт 2).
В силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 196-ФЗ проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 24 октября 2014 г. N 1097 утвердило Правила проведения экзаменов, в пункте 5 которых указано, что сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений и обменом иностранных водительских удостоверений, устанавливаются административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 80 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений
Административный регламент (пункт 1) определяет сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с проведением экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 196 - ФЗ, выдачей российских национальных и международных водительских удостоверений, обменом иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения, выдачей российских национальных водительских удостоверений взамен ранее выданных российских национальных водительских удостоверений и выдачей международных водительских удостоверений в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок взаимодействия подразделений Госавтоинспекции, на которые возложены обязанности по предоставлению государственной услуги, с федеральными органами исполнительной власти, иными заинтересованными органами (в том числе иностранных государств) и организациями при предоставлении государственной услуги.
Порядок проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 196-ФЗ, а также состав технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требования к указанным техническим средствам и условия их применения установлены Правилами проведения экзаменов.
Согласно пункту 3 статьи 25 Федерального закона N 196-ФЗ экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации. Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.
Обязанность по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений возложена на уполномоченные подразделения Госавтоинспекции (пункт 2 Правил проведения экзаменов).
Административный регламент устанавливает, что государственную услугу предоставляет Министерство внутренних дел Российской Федерации (пункт 19); непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется экзаменационными подразделениями (пункт 20).
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что положения Административного регламента не возлагают на экзаменационные подразделения Госавтоинспекции или органы внутренних дел в целом обязанность предоставлять кандидатам в водители, в том числе по их требованию, транспортные средства для сдачи экзамена, а лишь определяют компетенцию уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации проводить экзамены.
Экзамены проводятся в форме теоретического и практического экзаменов уполномоченными должностными лицами подразделений Госавтоинспекции, на которых в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по проведению экзаменов (экзаменаторы), которые достигли возраста 25 лет и имеют: высшее образование; право на управление транспортными средствами тех категорий или подкатегорий, по которым будут проводиться практические экзамены; стаж управления транспортными средствами не менее 5 лет (пункты 6, 7 Правил проведения экзаменов).
Исходя из положений пункта 15 Правил проведения экзаменов практические экзамены проводятся на транспортных средствах, отвечающих требованиям к транспортным средствам, используемым для проведения практических экзаменов, согласно приложению N 3 к данным правилам, устанавливающему в пунктах 2 и 3, что практические экзамены проводятся на автомобилях с механической или автоматической трансмиссией, имеющих левостороннее расположение рулевого управления; автомобили, используемые при проведении практических экзаменов, должны быть оборудованы дополнительными педалями сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора.
В пункте 16 Правил проведения экзаменов закреплено, что при наличии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, условий для проведения экзаменов, соответствующих требованиям названных правил, допускается проведение экзаменов с использованием учебно-материальной базы этой организации.
По смыслу данной нормы передача экзаменатору транспортного средства, принадлежащего указанной организации или индивидуальному предпринимателю, являющемуся мастером производственного обучения вождению транспортными средствами, предполагает их добровольное согласие на такую передачу.
В силу подпункта 21.1 пункта 21 Административного регламента в предоставлении государственной услуги участвуют организации, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
Для кандидатов в водители, прошедших соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность, экзамены могут проводиться в составе организованных групп кандидатов в водители, сформированных этой организацией. Порядок взаимодействия подразделений Госавтоинспекции с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при проведении экзаменов на право управления транспортными средствами определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации (пункт 9(2) Правил проведения экзаменов).
Порядок взаимодействия подразделений Госавтоинспекции с организациями, осуществляющими образовательную деятельность и реализующими основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, при проведении экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий, утвержден приказом МВД России от 19 октября 2021 г. N 764, из содержания которого следует, что в случае сдачи экзаменов в составе организованных групп кандидатов в водители, сформированных для сдачи экзаменов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такая образовательная организация осуществляет взаимодействие с экзаменационными подразделениями Госавтоинспекции в целях обеспечения возможности получения заявителем соответствующей государственной услуги (пункт 2).
Административным регламентом в пункте 78 установлен исчерпывающий перечень административных процедур, составляющих предоставление государственной услуги, среди которых выделено проведение практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "В", "С", "D", "BE", "СЕ" и "DE" и подкатегорий "С1", "Dl", "С1Е" и "DIE" (подпункт 78.6).
Положения пунктов 172 - 195 Административного регламента раскрывают содержание названной административной процедуры, в том числе основание для ее начала; осуществление проверки соблюдения кандидатом в водители Правил дорожного движения при движении по маршруту и выполнении им маневров, предусмотренных Правилами проведения экзаменов, в соответствии с приложением N 8 к Административному регламенту; административные действия, составляющие данную административную процедуру, включающие подготовку к проведению практического экзамена, собственно проведение практического экзамена, определение и фиксацию результатов его проведения; полномочия экзаменатора в ходе проведения практического экзамена; порядок оценивания результата практического экзамена и его фиксацию.).
Судами установлено, что в отсутствие нормативно возложенной на административных ответчиков обязанности по предоставлению транспортного средства кандидатам в водители при сдаче практического экзамена на право управления транспортными средствами неиспользование Поповой О.Ю. материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность, явилось причиной непроведения ей должностным лицом МРЭО ГИБДД экзамена.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 28 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 августа 2022 года по административному делу N 2а - 1995/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Поповой О. Ю. - без удовлетворения.
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 28 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 августа 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.