Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-214/2022) по кассационной жалобе Муминшоева М.З. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 10 марта 2022г, дополнительное решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 июня 2022г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 2022г.(N33а-6119/2022) по административному иску Муминшоева М.З. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий содержания незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Муминшоев М.З. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания с 4 июля 2015г. по 21 апреля 2016г, с 24 апреля 2016г. по 7 июля 2017г, с 11 сентября 2017г. по 15 декабря 2017г, с 29 декабря 2017г. по 23 мая 2018г, с 7 июня 2018г. по 19 ноября 2018г, с 25 ноября 2018г. по 13 декабря 2018г. незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 900000 рублей.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 10 марта 2022г. административный иск Муминшоева М.З. удовлетворён частично.
Признано незаконным и нарушающим права осужденного Муминшоева М.З. действие (бездействие) администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, выразившееся в необеспечении горячим водоснабжением в период с 4 июля 2015г. по 21 апреля 2016г, с 24 апреля 2016г. по 7 июля 2017г, с 11 сентября 2017г. по 15 декабря 2017г, с 29 декабря 2017г. по 23 мая 2018г, с 7 июня 2018г. по 19 ноября 2018г, с 25 ноября 2018г. по 13 декабря 2018г, где отбывал наказание осужденный, в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
С Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Муминшоева М.З. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 85000 рублей.
В остальной части административный иск Муминшоева М.З. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий содержания незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 900000 рублей оставлен без удовлетворения.
Дополнительным решением суда от 27 июня 2022г. административный иск Муминшоева М.З. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий, содержания с 4 июля 2015г. по 21 апреля 2016г, с 24 апреля 2016г. по 7 июля 2017г, с 11 сентября 2017г. по 15 декабря 2017г, с 29 декабря 2017г. по 23 мая 2018г, с 7 июня 2018г. по 19 ноября 2018г, с 25 ноября 2018г. по 13 декабря 2018г. в виде не предоставления диетического питания в связи с заболеванием желудочно-кишечного тракта, содержавшегося в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 900000 рублей, оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 2022г. решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми 10 марта 2022г. изменено, исключены из резолютивной части решения суда выводы о признании незаконным и нарушающим права осужденного Муминшоева Мехробшо Зеваршоевича действие (бездействие) УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, выразившееся в необеспечении горячим водоснабжением в период с 4 июля 2015г. по 21 апреля 2016г, с 24 апреля 2016г. по 7 июля 2017г, с 11 сентября 2017г. по 15 декабря 2017г, с 29 декабря 2017г. по 23 мая 2018г, с 7 июня 2018г. по 19 ноября 2018г, с 25 ноября 2018г. по 13 декабря 2018г, где отбывал наказание осужденный, в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, а также в части размера компенсации, в указанной части вынесено новое решение, которым с Российской Федерации в лице ФСИН России за счёт казны Российской Федерации в пользу Муминшоева Мехробшо Зеваршоевича взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 25000 рублей.
В остальной части решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми 10 марта 2022г. и дополнительное решение Усть- Вымского районного суда Республики Коми от 27 июня 2022г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Муминшоев М.З. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) учреждения, может заявить требования о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004г. N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно подпункту 6 пункта 3 названного Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осуждённых, предусматривает действие в исправительных учреждениях правил внутреннего распорядка, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
В соответствии с частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Частью 1 статьи 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Право администрации исправительных учреждений использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации мера взыскания в виде перевода в ЕПКТ применяется только к осужденным мужчинам, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
Норма жилой площади в расчёте на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров (часть 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 2 и 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности, осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Нормы материально-бытового обеспечения осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу части 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены части 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" которыми предусмотрено, что осужденные, не имеющие заработка, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости по нормам, устанавливаемым Правительством РФ, за счет федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005г. N205 утверждены минимальные нормы питания и материальнобытового обеспечения осужденных к лишению свободы, которыми предусмотрено обязательное наличие в меню осужденных мяса из расчета 90 грамм на одного мужчину в сутки.
Приказом Минюста России от 17 сентября 2018г. N189 утверждены нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время, согласно пункту 8 которых мясо предоставляется в виде говядины, свинины, баранины, а также может быть заменено другими продуктами, указанными в списке.
Действующей в спорный период Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовноисполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 2 июня 2003г. N 30-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018г. N217-дсп, были предусмотрены требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010г. N64, предусматривал в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускалось предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с неканализованными уборными.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Из материалов дела следует, что административный истец Муминшоев М.З. осужден к лишению свободы, за нарушение установленного порядка отбывания наказания подвергнут дисциплинарным взысканиям в виде переводов в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, где содержался в периоды с 4 июля 2015г. по 21 апреля 2016г, с 24 апреля 2016г. по 7 июля 2017г, с 11 сентября 2017г. по 15 декабря 2017г, с 29 декабря 2017г. по 23 мая 2018г, с 7 июня 2018г. по 19 ноября 2018г, с 25 ноября 2018г. по 13 декабря 2018г.
Жилая площадь камер ЕПКТ составляет 13, 62 кв.м, камеры рассчитаны на одновременное содержание 4-х человек, жилая площадь камер ШИЗО составляет 8, 5-8, 7 кв.м, камеры рассчитаны на содержание 2-х человек, а равно на одного человека в камерах ЕПКТ приходится 3, 4 кв.м, в камерах ШИЗО - не менее 4, 25 кв.м.
По сведениям администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, камеры ЕПКТ обеспечены необходимой мебелью, инвентарём и предметами хозяйственного обихода, предусмотренными Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом ФСИН России от 27 июля 2006г. N512.
Из видеозаписей, выполненных по запросу суда первой инстанции в камерах ЕПКТ, видно, что вопреки доводам административного истца, предметы обстановки свободному перемещению по камерам не препятствуют.
В соответствии с положениями Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 4 сентября 2006г. N279 в камерах ЕПКТ устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер.
Для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер ЕПКТ следует предусматривают устройство отсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и наружной стеной камеры следует принимать равное 0, 6 м.
По сведениям администрации ФКУ ИК-31 УФСПН России по Республике Коми для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер в режимном корпусе ЕПКТ установлены отсекающие перегородки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и стеной камеры составляет 0, 6 м.
Согласно справке главного энергетика ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми для искусственного освещения в камерах ЕПКТ используются по 3 светодиодных лампы, в камерах ШИЗО - по 2, мощностью 12 Вт каждая. Наличие указанных ламп подтверждается видеозаписями, выполненными по запросу суда, на которых видно, что камеры ЕПКТ и ШИЗО оборудованы светильниками с исправными светодиодными лампами, обеспечивающими возможность писать и читать без напряжения глаз.
Сведения, указывающие на ухудшение здоровья Муминшоева М.З. в период его нахождения в ЕПКТ, вызванного недостаточным освещением, отсутствуют.
Наличие решеток на окнах, преграждающих доступ к окнам, предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, вследствие чего не может рассматриваться как незаконное.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 32 Наставления по оборудованию ИТСОН провода электропитания светильников в камерах ЕПКТ прокладываются скрыто, под слоем штукатурки, в металлических трубах. Светильники общего и дежурного освещения устанавливаются в нишах и ограждаются со стороны камер решетками. Выключатели размещаются у дверей каждой камеры в коридоре, а равно уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не допускается оборудование камер ЕПКТ электрическими розетками.
Таким образом, осужденные, переведенные в ЕПКТ в силу пункта 157 Правил внутреннего распорядка, не вправе иметь при себе бытовые электроприборы.
Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом ФСИН России от 27 июля 2006г. N512 не предусмотрено наличие в камерах ЕПКТ зеркала, полок для книг и полок для умывальных принадлежностей.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что отсутствие зеркала, полок для книг и полок для умывальных принадлежностей в камерах ЕПКТ не противоречит требованиям уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Согласно справке ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми вентиляция камер ЕПКТ осуществляется естественным притоком воздуха через внутристенные вентиляционные каналы и открытые окна камер.
Из видеозаписей, выполненных по запросу суда первой инстанции в камерах ЕПКТ, видно, что во всех камерах имеются окна, оборудованные специальным механизмом открывания, регулирующим приток воздуха в камеры, а также вытяжные отверстия вентиляционных каналов, расположенные в туалетах и непосредственно камерах.
Для обеспечения более качественного воздухообмена камеры ЕПКТ оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, что подтверждается справкой начальника ОКБИиХО ФКУ ИК-31 и видеозаписью работы системы вентиляции с механическим побуждением и видеозаписями, выполненными в камерах ЕПКТ.
В санитарных комнатах камер ЕПКТ имеются вытяжные отверстия, обеспечивающие вентиляцию.
Из справки администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми и видеозаписей, выполненных в камерах ЕПКТ по запросу суда, видно, что полы в камерах выполнены из древесно-стружечных плит, скреплённых с бетонным основанием пола с помощью болтовых соединений. В целях исключения устройства осужденными схронов, края плит укреплены металлическим уголком.
По сведениям администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, всё вещевое имущество, в том числе матрацы находящееся в подменном фонде, находится в удовлетворительном состоянии за счёт бережного хранения и своевременного ремонта. Стирка вещевого имущества и постельных принадлежностей осужденных, содержащихся в ЕПКТ, осуществляется в банно-прачечном комплексе ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми. Толщина матрацев в камерах ЕПКТ по техническим условиям соответствует нормативным требованиям.
Сведений о том, что Муминшоев М.З. обращался к администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми с жалобами на ненадлежащее состояние выданного ему вещевого довольствия, в материалах дела не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что постоянный контроль за поведением осужденных, переведенных в ЕПКТ, путём использования аудиовизуальных средств надзора, направлен на создание условий для исправления осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, и предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений.
Установка камер видеонаблюдения в помещениях ЕПКТ и ШИЗО, где содержатся осужденные, отвечает требованиям действующего уголовно- исполнительного законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Муминшоев М.З. по месту отбывания наказания характеризуется отрицательно, имеет дисциплинарные взыскания за нарушение установленных правил отбывания наказания, состоит на профилактических учетах как лицо, организующее и провоцирующее групповой противодействие требованиям администрации, а также как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительства, а равно применение круглосуточного видеонаблюдения за поведением Муминшоева М.З. является обоснованным.
Камеры ЕПКТ и ШИЗО оборудованы санитарными комнатами, которые обеспечивают необходимые условия приватности.
Из имеющихся в материалах дела раскладок продуктов и справки ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми видно, что питание осужденных, отбывающих наказание в ЕПКТ, соответствует нормам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005г. N205.
Приказом начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми от 5 декабря 2019г. N612, от 26 февраля 2021г. N115 утверждён распорядок дня для осужденных, содержащихся в ЕПКТ/ШИЗО, которым предусмотрено, что выдача кипятка для заваривания чая или кофе производится три раза в день во время завтрака, обеда и ужина.
Из представленных административным истцом медицинской справки от 27 января 2022г, выданной фельдшером филиала Медицинская часть N 13 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России следует, что осужденный Муминшоев М.З. наблюдается в филиале с диагнозом " "данные изъяты"". Из выписного эпикриза истории болезни Муминшоева М.З. следует, что он предъявлял жалобы на "данные изъяты". Выписан в удовлетворительном состоянии с улучшением "данные изъяты". Кроме этого, Муминшоеву М.З. врачом-инфекционистом выписаны рекомендации диета с ограничением жирного, жареного, копченого, острого.
Питанием административный истец был обеспечен в полном объёме, сведений о том, что он был поставлен на диетпитание в деле не имеется, кроме рекомендации врача соблюдать самому Муминшоеву М.З. диету по питанию.
Из представленных доказательств следует, что питание выдавалось истцу согласно распорядка дня, каких-либо отдельных диетпитаний в связи с заболеванием желудочно-кишечного тракта, назначенных Муминшоеву М.З. не назначалось, он был обеспечен питанием по установленным нормативам, исходя из анамнеза заболеваний, диетическое питание административному истцу показано не было.
Согласно представленным актам Муминшоев М.З. обеспечивался средствами личной гигиены.
В ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в ЕПКТ функционирует 7 прогулочных дворов, которые эксплуатируются всесезонно. Из видеозаписей, выполненных по запросу суда первой инстанции в прогулочных дворах ЕПКТ с N 1 по N8, видно, что в середине каждого прогулочного двора установлена прикрепленная к полу скамейка. Над прогулочными дворами, вдоль дальней от входа стены, устроены навесы для укрытия от атмосферных осадков.
Осужденные, переведенные в ЕПКТ в порядке взыскания, вправе иметь при себе личные вещи, только прямо перечисленные в пункте 157 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, при этом конкретное количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей, а равно запрет, установленный истцу администрацией ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, иметь при себе в камере ЕПКТ предметы личной гигиены, являлся законным.
Горячее водоснабжение осуществляется собственной котельной, работающей на котельно-печном топливе (каменный уголь). При этом в период с апреля по май 2021г. произведены монтажные работы водопровода ГВС к камерам второго этажа N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. К указанным камерам протянуты и закреплены трубы пропиленовые, установлены шаровые краны. 18 мая 2021 года в ФКУ ИК-31 произведён комиссионный осмотр смонтированной системы горячего водоснабжения в здании ЕПКТ, все осужденные, находящиеся в здании ЕПКТ обеспечены горячим водоснабжением.
Административный ответчик не оспаривал факт того, что в камерах ЕПКТ, где отбывают наказание осужденные, до указанного периода времени горячей воды не было.
По сведениям ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в камерах ЕПКТ установлены 5 литровые баки с питьевой водой. Питьевой водой осужденные обеспечиваются без ограничений. Питьевая вода привозится в бутылках для пищевых продуктов со столовой жилой зоны, где в 2012 года ОАО "Аква-Плюс" установлена система водоочистки. Согласно программе производственного контроля, в столовой ежеквартально отбираются пробы воды на бактериологические исследования, что подтверждается направлениями на исследование проб воды. Вода отвечает требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 по микробиологическим и органолептическим (цвет, запах) показателям. Бутылки для пищевых продуктов регулярно обрабатываются дезинфицирующими средствами. Истец в период нахождения в ЕПКТ с жалобами на нехватку питьевой воды или отсутствие баков в камерах не обращался.
В здании ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми моечная бани (душевая) совместно с раздевалкой расположены в пристройке к основному зданию ЕПКТ, общая площадь помывочного помещения составляет 30 кв.м. При этом помывка осужденных - ВИЧ-инфицированных в одном банном помещении со здоровыми осужденными при условии соблюдения санитарно-гигиенических норм считается допустимой. Данных о каких-либо нарушениях санитарно-гигиенических норм в данной части материалы дела не содержат.
Разрешая спор, суд первой иснтанциина основании представленных в материалы дела доказательств во взаимосвязи с положениями законодательства в рассматриваемой сфере, пришёл к выводу о том, что условия содержания административного истца Муминшоева М.З. не в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства, установив отсутствие горячего водоснабжения в периоды содержания его в камерах ШИЗО и ЕПКТ с 4 июля 2015г. по 21 апреля 2016 г, с 24 апреля 2016г. по 7 июля 2017г, с 11 сентября 2017г. по 15 декабря 2017г, с 29 декабря 2017г. по 23 мая 2018г, с 7 июня 2018г. по 19 ноября 2018г, с 25 ноября 2018г. по 13 декабря 2018г. (79 месяцев).
Разрешая вопрос о размере компенсации, суд первой инстанции принял во внимание объём и характер причинённых истцу страданий, длительность периода, в течение которого в отношении истца допускались нарушения в части отсутствия горячего водоснабжение, принятие администрацией исправительного учреждения компенсационных мер в виде предоставления помывки в бане (душе) для снижения негативных последствий отсутствия горячего водоснабжения, требования разумности и справедливости и пришёл к выводу о взыскании с ФСИН России в пользу истца компенсации в размере 85000 руб.
В остальной части требований административного истца суд не усмотрел оснований для их удовлетворения ввиду их необоснованности.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции о нарушении условий содержания административного истца и о наличии оснований для присуждения компенсации, указав следующее.
Пребывание гражданина в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, поэтому не всякие ссылки административного истца на подобные лишения и ограничения объективируются в утверждение о том, что он подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства. При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность (неоднократность) такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.
С учётом закрепленных положениями национального и международного законодательства гарантий осужденных на размещение в помещениях, отвечающих санитарным требованиям, обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением является обязательным.
В нарушение ст.62 КАС РФ административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств принятия компенсационных мер, в том числе путём размещения в свободном доступе водонагревательных приборов либо ежедневную выдачу горячей воды (помимо кипятка 3 раза в день на завтрак, обед и ужин) либо её выдачу по требованию.
Содержание Муминшоева М.З. в исправительном учреждении в ненадлежащих условиях (отсутствие горячего водоснабжения) является основанием для признания факта причинения истцу физических и нравственных страданий в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и для взыскания компенсации.
В тоже время, суд апелляционной инстанции отметил, что питание выдавалось административному истцу согласно распорядка дня, каких-либо отдельных диетпитаний в связи с заболеванием желудочно-кишечного тракта, назначенных Муминшоеву М.З. не назначалось, он был обеспечен питанием по установленным нормативам, исходя из анамнеза заболеваний диетическое питание административному истцу показано не было.
Признав правильным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для присуждения компенсации вследствие нарушения условий содержания (отсутствие горячего водоснабжения), судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми не согласилась с размером присужденной компенсации, посчитав его необоснованным.
Исходя из объёма допущенных нарушений условий содержания в исправительном учреждении (отсутствие горячего водоснабжения), с учётом характера и длительности этих нарушений, принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, степень испытанных административным истцом нравственных страданий, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в пользу административного истца с учетом приведенных оснований надлежит взыскать компенсацию в размере 25 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции правомерно исключил из резолютивной части выводы суда о признании незаконным и нарушающим права осужденного Муминшоева М.З. действие (бездействие) УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, выразившееся в необеспечении горячим водоснабжением в период с 4 июля 2015г. по 21 апреля 2016г, с 24 апреля 2016г. по 7 июля 2017г, с 11 сентября 2017г. по 15 декабря 2017г, с 29 декабря 2017г. по 23 мая 2018г, с 7 июня 2018г. по 19 ноября 2018г, с 25 ноября 2018г. по 13 декабря 2018г, где отбывал наказание осужденный, в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, поскольку ФСИН России в рассматриваемом случае осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций, а УФСИН России по Республике Коми является территориальным подразделением.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания, суд апелляционной инстанции учел характер и продолжительность нарушения, а также требования разумности и справедливости.
Выводы судебных инстанций о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска Муминшоева М.З. лишь в части, вывод суда апелляционной инстанции о размере присужденной компенсации являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Действия суда апелляционной инстанции по направлению дела в суд первой инстанции для вынесения дополнительного решения соответствуют разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020г. N5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции".
Вынесение по делу дополнительного решения соответствует требованиям ст.183 КАС РФ.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 10 марта 2022г.(в неизмененной части), дополнительное решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 июня 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Муминшоева М.З.- без удовлетворения.
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 10 марта 2022г, дополнительное решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 27 июня 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 декабря 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.