Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 апреля 2008 г. N А05-9999/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 08.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной, налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.10.2007 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 (судьи Виноградова Т.В., Богатырева В.А., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-9999/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мука-Инвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) от 26.09.2007 N 106, которым Обществу назначено административное наказание на основании статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 17.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.12.2007, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения Общества к предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ ответственности послужило неоприходование в кассу организации денежной наличности в сумме 472 968 руб. 80 коп. в период с 01.08.2007 по 13.09.2007, выявленное Инспекцией в ходе проверки полноты учета Обществом выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением. Оспариваемым постановлением налогового органа от 26.09.2007 N 106 заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Кассационная коллегия считает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не основаны на установленных фактических обстоятельствах дела.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом Центрального банка Российской Федерации от 04.10.1993 N 18 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия (пункт 13 Порядка).
Согласно пункту 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (пункт 24 Порядка).
Из изложенного следует, что оприходование в кассу денежной наличности включает в себя ряд обязательных последовательных действий работников предприятия, без осуществления хотя бы одного из которых процесс оприходования нельзя признать завершенным.
Устанавливая фактические обстоятельства дела, суды указали на то, что Инспекция вменяет р вину Обществу несвоевременное внесение записей о полученной выручке в кассовую книгу, которое в силу пункта 24 Порядка следует производить ежедневно, в то время как такие действия не образуют объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Действительно, статьей 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, а не за несвоевременное осуществление одного из этапов такого оприходования.
В связи с этим для правильной квалификации действий заявителя необходимо установить, когда именно им осуществлено оприходование в кассу (внесение соответствующих записей в кассовую книгу) 472 968 руб. выручки за период с 01.08.2007 по 13.09.2007 -до проведения Инспекцией проверки полноты учета Обществом выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением, или уже после выявления налоговым органом в ходе проверки факта административного правонарушения - неоприходования.
Между тем суды не исследовали указанный вопрос и не установили момент оприходования Обществом спорной выручки применительно к наличию или отсутствию в его действиях состава вменяемого правонарушения, что повлекло вынесение необоснованных судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо установить все имеющие значение для рассмотрения дела фактические обстоятельства и вынести законное и обоснованное решение по существу спора.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.10.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 по делу N А05-9999/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
|
Д.В. Хохлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2008 г. N А05-9999/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника