Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 августа 2008 г. N А05-9999/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей И.С. Любченко, И.О. Подвального,
рассмотрев 12.08.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мука-Инвест" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2008 по делу N А05-9999/2007 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мука-Инвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) от 26.09.2007 N 106, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 17.10.2007, оставленным без изменения постановлением от 10.12.2007, требования общества удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.04.2008 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Решением от 05.05.2008 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебный акт, производство по делу прекратить. В обоснование своей позиции он ссылается на пункты 22 и 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом Центрального банка Российской Федерации от 04.10.1993 N 18 (далее - Порядок), и считает, что общество допустило лишь формальное несоблюдение требований указанного Порядка о записи данных о размере поступившей наличности в кассовую книгу, в связи с чем в данном случае имеет место формальный состав административного правонарушения. Кроме того, как полагает общество, вмененное ему правонарушение следует квалифицировать как грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, предусмотренное статьей 15.11 КоАП РФ, что корреспондируется с положениями определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2001 N 6-0.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения общества к предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ ответственности послужило неоприходование в кассу организации денежных средств в сумме 472 968 руб. 80 коп. за период с 01.08.2007 по 13.09.2007, выявленное инспекцией в ходе проведенной ею 13.09.2007 проверки полноты учета обществом выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением. Оспариваемым постановлением налогового органа от 26.09.2007 N 106 заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает выводы суда законными и обоснованными, а жалобу общества -не подлежащей удовлетворению.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия (пункт 13 Порядка).
Согласно пункту 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (пункт 24 Порядка).
Из изложенного следует, что оприходование в кассу денежной наличности включает в себя ряд обязательных последовательных действий работников предприятия, без осуществления хотя бы одного из которых процесс оприходования нельзя признать завершенным.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что в данном случае под неоприходованием денежных средств следует понимать отсутствие записи о поступивших денежных средствах в кассу организации в кассовой книге.
В материалах дела имеется копия кассовой книги общества, на основании которой инспекция установила отсутствие записи о поступившей выручке за период с 01.08.2007 по 13.09.2007.
При этом суд первой инстанции принял во внимание пояснения представителя общества, данные в судебном заседании от 05.05.2008, о том, что на момент проведения проверки - 13.09.2007 - запись в кассовой книге о поступлении в кассу организации 472 968 руб. 80 коп. отсутствовала, и сделал правильный вывод о внесении соответствующей записи после окончания налоговой проверки.
При таком положении кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2008 по делу N А05-9999/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мука-Инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.С. Любченко |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2008 г. N А05-9999/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника