Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Почта России" ФИО7 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике от 16 сентября 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 5 августа 2022 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 сентября 2022 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике N от 16 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 5 августа 2022 года, решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 сентября 2022 года, акционерное общество "Почта России" (далее - общество, АО "Почта России") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 22 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Почта России" ФИО8 просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, дело направить на новое рассмотрение.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
На основании части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) федеральный государственный контроль (надзор) в области связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - орган федерального государственного надзора).
В силу части 2 статьи 27 Федерального закона N 126-ФЗ предметом федерального государственного контроля (надзора) в области связи является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований в области связи, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (за исключением обязательных требований, отнесенных к предмету федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей), обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также лицензионных требований в области связи.
Согласно абзацам 1, 3 пункта 2 статьи 46 Федерального закона N 126-ФЗ оператор связи обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, включая: обеспечение инвалидам возможности самостоятельного передвижения по объекту связи в целях пользования общедоступными услугами связи.
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 46 Федерального закона N 126-ФЗ порядок обеспечения оператором связи условий доступности для инвалидов объектов связи и предоставляемых услуг связи устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно подпункту "а" пункта 4 приказа Минкомсвязи России от 22 сентября 2015 года N 355 "Об утверждении Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи" операторы почтовой связи обеспечивают возможность самостоятельного передвижения по объекту почтовой связи, входа на объект почтовой связи и выхода из него посредством оснащения входа на объект почтовой связи и выхода из объекта почтовой связи пандусами, оборудованными поручнями, в случае размещения объекта на первом этаже здания.
Данный приказ утратил силу с 1 сентября 2022 года в связи с изданием приказа Минцифры России от 18 апреля 2022 года N 370 "Об утверждении Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи", который в подпункте "а" пункта 2 содержит аналогичную норму.
Как усматривается из материалов дела, постановлением должностного лица от 16 сентября 2021 года АО "Почта России" привлечено к административной ответственности по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что общество уклонилось от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов на объекте почтовой связи "данные изъяты" по адресу: "адрес", а именно: на входе (выходе) отсутствует пандус с поручнями.
Данное нарушение выявлено в ходе контрольного мероприятия, проводимого без взаимодействия с контролируемым лицом в период с 19 июля 2021 года по 27 сентября 2021 года на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике от 17 июня 2021 года N.
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 августа 2021 года; приказом о проведении планового систематического наблюдения от 17 июня 2021 года в отношении АО "Почта России" в целях проверки соблюдения обязательных требований при оказании услуг почтовой связи; протоколом мониторинга "данные изъяты" от 20 июля 2021 года с фототаблицей; актом мониторинга от 21 июля 2021 года; лицензией ФГУП "Почта России" на оказание услуг почтовой связи от 11 апреля 2018 года и другими доказательствами, которым должностным лицом и судебными инстанциями дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние общества правильно квалифицировано по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами должностного лица и судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы подателя жалобы о том, что акт мониторинга N от 21 июля 2021 года не является допустимым доказательством, отклоняется.
Согласно пункту 55 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 года N 1045 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области связи", к контрольным (надзорным) мероприятиям, проводимым контрольным (надзорным) органом или его территориальными органами без взаимодействия с контролируемым лицом, относится наблюдение за соблюдением обязательных требований (далее - мониторинг безопасности).
Согласно пункту 57 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 года N 1045 мониторинг безопасности проводится уполномоченными должностными лицами контрольного (надзорного) органа или его территориальных органов в пределах своей компетенции на основании задания, утверждаемого руководителем или заместителем руководителя контрольного (надзорного) органа или его территориальных органов.
В силу пунктов 60, 61 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 года N 1045, по окончании проведения мониторинга безопасности составляется акт мониторинга. В случае если по результатам проведения мониторинга безопасности выявлено нарушение обязательных требований, в акте мониторинга должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту мониторинга.
Указанный мониторинг проведен на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике от 17 июня 2021 года N, который издан с целью выполнения плана деятельности Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике на 2021 год, утвержденного приказом руководителя Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике от 26 ноября 2020 года N, а также плана мониторинга за соблюдением обязательных требований в области оказания услуг почтовой связи на 3 квартал 2021 года, утвержденного руководителем Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике 11 декабря 2020 года.
Существенных нарушений порядка проведения мониторинга не усматривается.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией статьи 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Удмуртской Республике от 16 сентября 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 5 августа 2022 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 26 сентября 2022 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Почта России" ФИО9 - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.