Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 апреля 2008 г. N А66-7325/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля'2008 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Коняевой Е.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от администрации города Твери Шамкина В.А. (доверенность от 19.04.2007), от Комитета по управлению имуществом Тверской области Львова В.А. (доверенность от 07.03.2008), Смялковского П.Е. (доверенность от 25.09.2007), от общества с ограниченной ответственностью "Тверской стекольный завод" Соколова О.Д. (доверенность от 09.06.2007),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.10.2007 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2008 (судьи Мурахина Н.В., Пестерева О.Ю., Потеева А.В.) по делу N А66-7325/2006,
установил:
Администрация города Твери обратилась в Арбитражный суд Тверской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Тверской области (далее - Управление Росрегистрации) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области (далее - Управление Росимущества) с заявлением о признании недействительной государственной регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда общей площадью 135 751 га, расположенный по адресу: Тверская область, г. Тверь, Калининский район, кадастровый номер 69:00:000000:0045, проведенной 14.03.2003 Учреждением юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Учреждение юстиции), правопреемником которого является Управление Росрегистрации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет), администрация Калининского района, государственное учреждение "Тверской лесхоз" (далее - Тверской лесхоз), общество с ограниченной ответственностью "Тверской стекольный завод" (далее - ООО "Тверской стекольный завод").
Определением от 19.04.2007 суд удовлетворил ходатайство Комитета о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением от 30.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.01.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация города Твери просит отменить названные судебные акты как принятые с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права. Податель жалобы не отрицает, что представленные на государственную регистрацию документы по форме и комплектности отвечали требованиям статей 16, 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), но полагает, что Учреждение юстиции не проверило их содержание на предмет соответствия действующему законодательству. Администрация города Твери также считает, что суд не учел положений статей 7, 10, 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статьи 8 действующего в настоящее время Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года и статей 7, 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в лесной фонд не входят городские леса, то есть леса, расположенные на территории городских поселений. Податель жалобы ссылается на то, что суд неправомерно рассмотрел заявленные им и Комитетом требования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и применил положения части 4 статьи 198 того же Кодекса, поскольку данный спор является спором о праве, и сделал ошибочный вывод о том, что зарегистрированное право федеральной собственности на спорный участок не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители администрации города Твери, Комитета и ООО "Тверской стекольный завод" поддержали доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение юстиции 14.03.2003 зарегистрировало право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда общей площадью 135 751 га для ведения лесного хозяйства, расположенный на землях лесного фонда по адресу: Тверская* область, Калининский район, кадастровый номер 69:00:000000:0045, на основании следующих документов: карты-схемы Тверского лесхоза, описания земельного участка (единого землепользования) Тверского лесхоза, распоряжений Правительства Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, с приложением схем-чертежей, подтверждающих отнесение переведенных земель к лесным землям Тверского лесхоза.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 14.03.2003 сделана запись регистрации N 69-01/40-10/2003-0054 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 69-АА N 350800 (т. 1, л.д. 16).
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "статей 7, 83, 84, 85, 133 Земельного кодекса Российской Федерации" следует читать "статей 7, 83, 84, 85, 101 Земельного кодекса Российской Федерации"
Администрация города Твери обратилась в арбитражный суд с требованием о признании недействительной названной регистрации, полагая, что она произведена с нарушением действующего законодательства, поскольку в состав единого землепользования включены городские леса, которые в силу статей 7, 10, 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статьи 8 действующего в настоящее время Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года и статей 7, 83, 84, 85, 133 Земельного кодекса Российской Федерации не могут находиться в составе земель лесного фонда. Администрацией города Твери также было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления.
Комитет поддержал доводы администрации города Твери и также попросил суд признать недействительной государственную регистрацию права федеральной собственности на спорный участок (заявление в т. 2, л.д. 37-39). Комитет считает, что этот земельный участок, расположенный на территории Калининского района Тверской области и города Твери, не может быть отнесен к землям лесного фонда в силу статей 83, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Комитет указал, что предъявил настоящее требование ввиду того, что на основании статьи 1 Закона Тверской области от 22.06.2006 N 66-30 "О распоряжении отдельными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", постановления администрации Тверской области от 29.06.2006 N 155-па "О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" он является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городе Твери.
Кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций, всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела и правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказали в удовлетворении требований администрации города Твери и Комитета.
В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации в установленном Законом о регистрации порядке и сопровождается внесением соответствующих записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в ЕГРП, который согласно статье 12 названного Закона содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью ЕГРП являются дела, включающие в себя, в числе прочих, правоустанавливающие документы на подлежащее регистрации имущество.
В соответствии с Законом о регистрации государственная регистрация проводится специально созданным для этих целей государственным органом - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации, и его территориальными органами, действующими в соответствующих регистрационных округах.
В силу статей 9, 13, 17 того же Закона при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Суды обеих инстанций обоснованно признали, что оспариваемая регистрация права федеральной собственности на участок лесного фонда совершена в соответствии с действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов администрации города Твери и Комитета.
Согласно кадастровому плану земельного участка от 04.07.2002 N 69/02-45 участок лесного фонда на территории Калининского района Тверской области и города Твери с кадастровым номером 69:00:000000:0045 представляет собой единое землепользование и полностью относится к категории земель лесного фонда (т. 1, л.д. 44).
В силу статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего в период совершения оспариваемой регистрации права, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В статье 8 ныне действующего Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли; к лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные); к нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства; данные' о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр (статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до декабря 2006 года).
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 63 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статье 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории другую осуществляются Правительством Российской Федерации.
Земли, на которые зарегистрировано право федеральной собственности, на день регистрации права из состава земель лесного фонда не исключены и в другую категорию земель не переведены. В силу части 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Однако такой закона на момент осуществления оспариваемой регистрации не был принят.
При таком положении Учреждение юстиции, действуя в соответствии с положениями Закона о регистрации, правомерно, на основании части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, зарегистрировало право собственности Российской Федерации на спорный участок лесного фонда.
Установив, что оспариваемая регистрация соответствует законодательству, действовавшему на момент ее совершения, и не нарушает прав и охраняемых законом интересов администрации города Твери и Комитета, суды обеих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении требований названных лиц.
Ссылка подателя жалобы на неправомерное применение судами обеих инстанций положений части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может повлечь отмену принятых по делу судебных актов, поскольку пропуск процессуального срока являлся не единственным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Суды обеих инстанций исследовали и дали оценку всем доводам администрации города Твери и Комитета, приведенным в обоснование их требований.
Не соответствует материалам дела довод администрации города Твери о нарушении судом первой инстанции положений статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Содержание резолютивной части принятого решения не противоречит требованиям части 5 статьи 170 названного Кодекса, поскольку по смыслу имеющейся в резолютивной части решения фразы: "в удовлетворении заявленных требований отказать" в удовлетворении требований отказано как администрации города Твери, так и Комитету.
При принятии обжалуемых судебных актов суды правильно применили нормы материального права и не допустили каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих в соответствии с положениями части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную их отмену, в связи с чем решение от 30.10.2007 и постановление от 10.01.2008 следует оставить в силе, а в удовлетворении жалобы - отказать.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.10.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2008 по делу N А66-7325/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Е.В. Коняева |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2008 г. N А66-7325/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника