Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Волжского районного суда города Саратова от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 26 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Саратова к администрации муниципального образования "Город Саратов", министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, правительству Саратовской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области К.Д.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Правительства Саратовской области Л.А.Е, и прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавших кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
прокурор города Саратова обратился в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие администрации муниципальною образования "Город Саратов" по нерассмотрению представления прокуратуры города Саратова от 29 апреля 2021 года N, обязать Правительство Саратовской области, администрацию муниципального образования "Город Саратов", министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее также Министерство) в пределах возложенной компетенции осуществить организацию комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе до границ земельных участков с кадастровыми номерами N системой коммунальной инфраструктуры в сфере газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктуры в части обеспечения подъезда к указанным земельным участкам в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что в нарушение закона земельные участки в поселке Зональный города Саратова, предназначенные для предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства (всего 14 участков), не оснащены коммунальной инфраструктурой в сфере газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, транспортной инфраструктурой. Представление прокурора об устранении допущенного нарушения администрацией муниципального образования "Город Саратов" необоснованно оставлено без удовлетворения.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 17 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 26 мая 2022 года, административный иск удовлетворен частично, на Правительство Саратовской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность по организации комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе до границ земельных участков с кадастровыми номерами N системой коммунальной инфраструктуры в сфере газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктуры в части обеспечения подъезда к указанным земельным участкам в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2022 года обжалуемые судебные акты оставлены без изменения, кассационная жалоба Правительства Саратовской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, поступившей в суд первой инстанции 21 октября 2022 года, поставлен вопрос об отмене принятых по делу решения и апелляционного определения, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, Министерство настаивает на том, что не является органом, на который законом возложена обязанность по обеспечению земельных участков объектами инфраструктуры, и соответствующими полномочиями не наделено.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Содержание обжалуемых судебных актов свидетельствует о наличии оснований для их отмены по доводам жалобы Министерства.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).
На территории Саратовской области случаи и порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей урегулирован Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 119-ЗСО "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности"" (далее - Закон от 30 сентября 2014 года N 119-ЗСО).
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного закона земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам в собственность бесплатно органами местного самоуправления, в частности - органом местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Как установлено судами, в целях реализации основных положений Закона от 30 сентября 2013 года N 119-ЗСО на основании постановлений администрации муниципального образования "Город Саратов" земельные участки из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес", были предоставлены бесплатно в собственность М.Н.Б, М.Е.П, Р.Р.С, П.Ю.В, Г.Н.К, К.Е.А, П.С.Н, К.Т.К, Д.Н.Р. для размещения жилых домов в границах, указанных в выписке из единого государственного реестра недвижимости на земельный участок.
Данные земельные участки необходимой инфраструктурой в сфере газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и транспортной инфраструктурой в части обеспечения подъезда к указанным земельным участкам не оснащены, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Разрешая спор и частично удовлетворяя административный иск, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что вопреки требованиям закона органами публичной власти не предприняты меры по организации обеспечения предоставленных многодетным семьям земельных участков объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры.
Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" по нерассмотрению представления прокурора, суды исходили из того, что данное представление было рассмотрено, о результатах рассмотрения прокурору сообщено письменно.
Не ставя под сомнение правильность выводов судебных инстанций о необходимости обеспечения земельных участков объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры, возложения соответствующей обязанности на уполномоченный орган (органы), судебная коллегия находит преждевременными указания судов о том, что соответствующая обязанность должна быть возложена на Министерство.
При рассмотрении дела судебные инстанции не указали и не применили положения федерального или регионального закона, предусматривающие возложение такой обязанности на Министерство, не установили предусмотренные законом фактические обстоятельства, в силу которых Министерство обязано совершить какие-либо конкретные действия по обеспечению предоставленных земельных участков объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры. Судами не учтено, что объем таких обязанностей, исходя из положений Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года N 119-ЗСО, связан, в частности, с обстоятельствами предоставления земельных участков, которые судами не были установлены.
Допущенные судами нарушения, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду следует применить положения закона, определяющие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопроса обеспечения предоставленных многодетным семьям земельных участков объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры и указать какие конкретно предусмотренные законом обязанности исходя из фактических обстоятельств дела, в том числе обстоятельств предоставления земельных участков, возлагаются на каждого административного ответчика, которому законом предоставлены соответствующие полномочия.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 17 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 26 мая 2022 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Волжский районный суд города Саратова.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 28 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.