Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Асатиани Д.В, судей Озерова А.Ю, Коробченко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Коваленко Д.А. об истребовании земельных участков из незаконного владения
по кассационной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Озерова А.Ю, выслушав с применением системы видеоконференц-связи VideoMost ответчика Коваленко Д.А, его представителя Полякову Ю.Ю, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Рослесхоз обратился с иском к Коваленко Д.А, в котором просил истребовать из его незаконного владения в пользу Российской Федерации входящие в состав земель лесного фонда (выдел 49 квартал 38 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Московской области) земельные участки: с кадастровым номером N площадью 850 кв.м и с кадастровым номером N площадью 644 кв.м, в определенных координатах поворотных точек, внести изменения в ЕГРН путем исключения сведений об указанных земельных участках, так как границы указанных земельных участков пересекаются с землями лесного фонда.
Заочным решением Чеховского городского суда Московской области от 24 февраля 2021 года иск удовлетворен.
Определением от 22 ноября 2021 года суд апелляционной инстанции в связи с ненадлежащим извещением ответчика о времени и месте рассмотрения дела, перешел к рассмотрению дела по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 мая 2022 года заочное решение Чеховского городского суда Московской области от 24 февраля 2021 года отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене указанного апелляционного определения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия таких нарушений при принятии обжалуемого судебного постановления не усматривает.
Судом установлено, что Коваленко Д.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, расположенных по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, границы установлены.
Истец основывает свои требования на том, что границы указанных земельных участков пересекаются с землями лесного фонда Подольского лесничества Московской области. При этом, в соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером N составляет 850 кв.м, земельного участка с кадастровым номером N кв.м. Границы лесных участков установлены в соответствии с приказом Рослесхоза от 11 февраля 2019 года N N
Возражая относительно предъявленных требований, ответчик ссылается на то, что принадлежащие ему земельные участки были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на основании решения собственника о разделе земельного участка от 22 декабря 2016 года, поставлены на кадастровый учет в 2016 году. Право собственности на данный исходный земельный участок было зарегистрировано, сведения о границах были внесены в соответствии с действующим в 2006 году, то есть до 01 января 2016 года, законодательством.
Судом установлено, что постановлением администрации Чеховского района Московской области от 24 декабря 2004 года N N М.А.Н. был передан в собственность из земель поселений земельный участок площадью 0, 25 га в городе Чехове для индивидуального жилищного строительства.
Предоставленный в собственность М.А.Н. земельный участок был поставлен на кадастровый учет 24 апреля 2007 года, ему присвоен кадастровый номер N, сведения о границах земельного участка внесены в ЕГРН.
На основании решения о разделе земельного участка от 22 декабря 2016 года, земельный участок с кадастровым номером N был разделен на земельные участки с кадастровым номером N площадью 650 кв.м, с кадастровым номером N площадью 850 кв.м и с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м.
Для проверки доводов сторон спора и установления фактических обстоятельств дела, определением суда апелляционной инстанции по делу была назначенная судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО "данные изъяты"".
Из заключения судебной экспертизы ООО " "данные изъяты"" следует, что в ходе проведенного исследования экспертами установлено фактическое землепользование земельными участками ответчика, составлена схема фактических границ участков с указанием координат. Установлено, что фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером N составляет 845 кв.м, фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером N составляет 990 кв.м.
Экспертами указано, что определить фактические границы земель лесного фонда выдела 49 квартала 38 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества Московской области, с точностью в соответствии с действующим законодательством, по планшету N "данные изъяты" лесоустройства от 2015 года Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества, в части смежества с земельными участками, принадлежащими на праве собственности Коваленко Д.А. с кадастровыми номерами N N не представляется возможным.
Экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 2500 кв.м, является исходным для земельных участков с кадастровым номером N площадью 850 кв.м и с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м.
Установлено, что фактическое расположение и площадь земельных участков с кадастровыми номерами N и N в пределах допустимой погрешности соответствует сведениям ЕГРН и правоустанавливающим документам. Эксперты пришли к выводу, что указанные земельные участки сформированы на земельном участке, находившемся ранее во владении сельскохозяйственной организации.
Экспертами сделан вывод, что несоответствие расположения земель лесного фонда и земельных участков, предоставленных из состава земель сельхозпредприятий, обусловлено допущенными ошибками при ведении учета земель и отнесении впоследствии указанных земель к землям лесного фонда.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером N полностью расположен в границах земель лесного фонда выдела 49 квартала 38 согласно планшету "данные изъяты" лесоустройства от 2015 года с учетом точности определения местоположения границ земель лесного фонда Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества 12 м.
Земельный участок с кадастровым номером N частично расположен в границах земель лесного фонда выдела 49 квартала 38 согласно планшету "данные изъяты" лесоустройства от 2015 года с учетом точности определения местоположения границ земель лесного фонда Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества 12 м, минимальная площадь пересечения составляет 288 кв.м, максимальная площадь пересечения составляет 1000 кв.м.
Учитывая, что планшет лесоустройства N 87 был составлен в 2015 году, а земельные участки с кадастровыми номерами N и N образованы в 2016 году из земельного участка с кадастровым номером N, границы которого были установлены в 2007 году, выявленные пересечения не свидетельствуют о факте запользования земель лесного фонда. Выявленные пересечения являются следствием ошибок, допущенных при ведении учета земель и отнесении впоследствии указанных земель к землям лесного фонда.
Уточнение границ земельных участков с кадастровыми номерами N N не требуется.
Отменяя заочное решение суда первой инстанции и разрешая спор по существу по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также закона подлежащего применению по данному делу (статьи 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 27, 60, 76, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьи 6.1, 8 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"), исходя из того, что при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если права правообладателя возникли до 01 января 2016 года, право собственности правопредшественника Коваленко Д.А. на спорные земельные участки, приобретенное на законных основаниях, возникло до 01 января 2016 года, спорные земельные участки по сведениям ЕГРН находятся на землях населенных пунктов, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявлялись при рассмотрении дела и были предметом обсуждения в суде, им дана оценка в апелляционном определении, с которой нельзя не согласиться.
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий; границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством; лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения), а имущественные отношения, связанные, в частности, с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статьи 3, 6 и 8).
Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информации ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения к гражданам, чье право собственности на такие участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны - исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности - оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в статье 302 Гражданского кодекса Российской Федерации законоположений.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2017 года N 16-П, положение пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой им предусматривается право собственника истребовать принадлежащее ему имущество от добросовестного приобретателя в случае, когда это имущество выбыло из владения собственника помимо его воли (за исключением случая истребования жилого помещения, являвшегося выморочным имуществом, от добросовестного приобретателя по иску публично-правового образования, которое не предприняло в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности своевременных мер по установлению выморочного имущества и надлежащему оформлению своего права собственности на него), причем "добросовестный приобретатель" по конституционно-правовому смыслу данного понятия применительно к недвижимому имуществу - это приобретатель недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации, если только из установленных судом обстоятельств дела с очевидностью не следует, что приобретатель знал об отсутствии у отчуждателя права распоряжаться данным имуществом или, исходя из конкретных обстоятельств дела, не проявил должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых мог узнать об отсутствии у отчуждателя такого права.
Данная позиция отражена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N и N
Иных доводов, влекущих отмену апелляционного определения, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.