Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Матросовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием веб-конференции поступившее 12 сентября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Жигриной Л.З. к муниципальному образованию городское поселение город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет по кассационной жалобе Жигриной Л.З. на решение Калачеевского районного суда Воронежской области от 18 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 7 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, объяснения Жигриной Л.З, подержавшей доводы кассационной жалобы, представителя муниципального образования городское поселение город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области - Кашириной М.Ю, не возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Жигрина Л.З. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию городское поселение город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет.
Решением Калачеевского районного суда Воронежской области от 18 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 7 июля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе с учетом дополнений Жигрина Л.З. просит решение Калачеевского районного суда Воронежской области от 18 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 7 июля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу представитель муниципального образования городское поселение город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области не возражает против доводов истца и принятии по делу нового решения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, также как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2011 года N 166 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.
На основании Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закона Воронежской областиот 28 декабря 2007 года N 175-ОЗ, Закона Воронежской областиот 5 июня 2006 года N 42-ОЗ "О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Воронежской области", Устава городского поселения города Калач Калачеевского муниципального района, Советом народных депутатов городского поселения города Калач Калачеевского муниципального района утверждено Положение о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского поселения города Калач Калачеевского муниципального района.
Согласно пункту 3.1 Положения пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, при условии наличия стажа муниципальной службы продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и освобождения от замещаемой должности не ранее20 марта 1996 года при увольнении с муниципальной службы органа местного самоуправления городского поселения города Калач Калачеевского муниципального района, в том числе, при расторжении служебного контракта по инициативе муниципального служащего.
Граждане, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением, замещавшего должность муниципальной службы категорий "руководители" или "помощники "), 3, 4, подпунктом "б" подпункта 7 пункта 3.1.и, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением (пункт 3.2 Положения).
В соответствии с пунктом 3.4 Положения, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, назначаемой в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", и выплачивается, как правило, одновременно с ней.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 января 2022 года Жигрина Л.З. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в органах местного самоуправления.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по пенсионному обеспечению за выслугу лет администрации городского поселения города Калач Калачеевского района Воронежской области от 4 февраля 2022 года в удовлетворении заявления Жигриной Л.З. отказано, в связи с отсутствием оснований для назначения пенсии (пункт 3.1 Положения).
Согласно справке, выданной администрацией городского поселения город Калач Калачеевского района Воронежской области, от 28 февраля 2022 года в стаж муниципальной службы Жигриной Л.З. включены периоды деятельности: с 2 октября 1989 года по 3 апреля 1990 года в должности секретаря исполкома Калачеевского городского Совета народных депутатов, с 3 апреля 190 года по 1 мая 2006 года в должности специалиста администрации городского поселения города Калач, с 1 мая 2006 года по 29 февраля 2012 года в должности главного специалиста администрации городского поселения города Калач; общий стаж муниципальной службы истца составил 22 года 4 месяца 28 дней.
В соответствии с представленными Пенсионным фондом Российской Федерации сведениями, по состоянию на 26 января 2022 года Жигрина Л.З. является получателем страховой пенсии по старости бессрочно, а также ежемесячной выплаты как инвалид.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Жигриной Л.З. требований, суд первой инстанции, проанализировав подлежащий применению закон, исходил из того, что право на пенсию за выслугу лет за счет средств местного бюджета возникает у лиц, замещавших муниципальные должности Воронежской области при наличии совокупности определенных условий: муниципальный служащий должен достигнуть пенсионного возраста, иметь необходимый стаж и замещать должность муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
С учетом установленных по делу обстоятельств, установив, что на момент увольнения с муниципальной службы истец не достигла пенсионного возраста, продолжила работать в иных организациях, на момент назначения пенсии не замещала должность муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы и возложения обязанности на ответчика назначить пенсию за выслугу лет муниципальной службы.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции также указал, что Жигрина Л.З. по состоянию на 26 января 2022 года являлась получателем страховой пенсии по старости, имела необходимый стаж, должность муниципального служащего в течение 12 месяцев до увольнения и одновременно появления права на пенсионное обеспечение, не замещала, в связи с чем отсутствует совокупность условий, необходимых для назначения ей пенсии по выслуге лет.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Изложенные в отзыве на кассационную жалобу доводы представителя муниципального образования городское поселение город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области и просительная часть о принятии нового решения с учетом доводов жалобы, не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу статьи 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации и согласно пункту 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 7 (пункт 1) Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", к которому отсылает Закон "О муниципальной службе в Российской Федерации", установлены условия пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, согласно которым федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 6-9, части 1 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подп. "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Согласно статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 8 января 1998 года N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальному служащему гарантировалось пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" вступил в силу с 1 июня 2007 года.
Согласно части 1 статьи 3 указанного федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 и пунктом 5 части 1 статьи 23 указанного федерального закона закреплено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальному служащему гарантируется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Из содержания Положения о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Калачеевского муниципального района следует, что положение регламентирует в соответствии с действующим законодательством основания, порядок назначения, выплаты, индексации и перерасчета, приостановления и возобновления, прекращения и восстановления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Калачеевского муниципального района.
Согласно пункту 1.2 Положения пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Положением, и которая предоставляется лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Калачеевского муниципального района, в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением муниципальной службы при достижении установленной Положением выслуги лет при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо на пенсию, назначаемую в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации.
Стаж муниципальной службы - суммарная продолжительность периодов осуществления муниципальной службы и иной деятельности на день увольнения с муниципальной службы, учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет и при исчислении размера этой пенсии.
Лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет - лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Калачеевского муниципального района в соответствии с Законом Воронежской области "О муниципальной службе в Воронежской области".
Ежемесячная денежным выплата к пенсии за выслугу лет - денежная выплата, предоставляемая лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Калачеевского муниципального района, которым назначена пенсия за выслугу лет, при условии освобождения их от занимаемой должности не ранее 20 марта 1996 года.
Таким образом, по своей правовой природе пенсионное обеспечение муниципальных служащих (в виде пенсии за выслугу лет либо ежемесячной доплаты к пенсии) является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях и ее назначение - компенсация заработка, утраченного в связи с прекращением муниципальной службы.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, муниципальным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет), предоставляемого за счет средств соответствующих бюджетов (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О, от 1 октября 2009 года N 1060-О-О и другие).
Руководствуясь приведенными выше нормами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законодателем Калачеевского муниципального района определены условия установления муниципальным служащим пенсии за выслугу лет, и право на назначение пенсии за выслугу лет связано с необходимостью замещения должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, что в рассматриваемом споре не установлено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для назначения пенсии, являлись предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом обоснованно не приняты.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калачеевского районного суда Воронежской области от 18 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 7 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жигриной Л.З. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.