Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 5 декабря 2022 года гражданское дело по иску Пресновой Нины Геннадьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии
по кассационной жалобе Пресновой Нины Геннадьевны
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 сентября 2022 года по гражданскому делу N 33-11189/2022, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Преснова Н.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (далее по тексту - ГУ-ОПФР по Нижегородской области) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
Решением Сормовского районного суда г. Нижний Новгород от 26 мая 2022 года исковые требования Пресновой Н.Г. удовлетворены частично: на ГУ-ОПФР по Нижегородской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии Пресновой Н.Г. с 3 февраля 2007 года, с учетом справки о заработной плате за период с 10 июня 1992 года по 2 сентября 1996 года, обязав выплатить задолженность, связанную с перерасчетом пенсии. В удовлетворении требований Пресновой Н.Г. о включении в общий стаж периода трудовой деятельности с 10 сентября 1973 года по 10 марта 1974 года отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 сентября 2022 года решение Сормовского районного суда г. Нижний Новгород от 26 мая 2022 года отменено в части удовлетворения исковых требований Пресновой Н.Г. В отмененной части принято новое решение об отказе Пресновой Н.Г. в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданной кассационной жалобе Преснова Н.Г. просит отменить принятый судебный акт апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая на наличие оснований для перерасчета пенсии с момента ее назначения, ввиду неисполнения пенсионным органом своей обязанности по разъяснению права представления дополнительных документов для выбора наиболее выгодного периода.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Преснова Н.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 3 февраля 2007 года обратилась в УПФР в Московском районе г. Нижний Новгород с заявлением о назначении пенсии.
С 3 февраля 2007 года Пресновой Н.Г. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7.1 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
29 июня 2021 г. Преснова Н.Г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии, предоставив справку о заработной плате за период с 10 июня 1992 года по 2 сентября 1996 года, в связи с чем, с 1 июля 2021 г. произведен перерасчет страховой пенсии по старости.
Разрешая спор по существу заявленных требований и возлагая на ГУ-ОПФР по Нижегородской области обязанность произвести Пресновой Н.Г. перерасчет пенсии с момента ее назначения с 3 февраля 2007 г. с учетом справки о заработной плате за период с 10 июня 1992 года по 2 сентября 1996 года, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств разъяснения пенсионным органом на момент рассмотрения заявления Пресновой Н.Г. о назначении трудовой пенсии по старости, права предоставления дополнительных документов о размере заработка в целях назначения пенсии по наиболее выгодному для истца варианту.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении исковых требований Пресновой Н.Г. в указанной части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом для расчета размера трудовой пенсии была предоставлена справка о заработной плате за период с мая 1986 г. по май 1992 г, т.е. в распоряжение пенсионного органа истцом не были предоставлены иные сведения о размере заработной платы, позволяющие дать разъяснения о наличии иного более выгодного варианта расчета пенсии истцу, в связи с чем, отсутствует виновное бездействие ответчика при назначении истцу трудовой пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции в части отказа в возложении обязанности произвести перерасчет пенсии Пресновой Н.Г. с 3 февраля 2007 года, с учетом справки о заработной плате за период с 10 июня 1992 года по 2 сентября 1996 года, сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Как следует из содержания искового заявления, Преснова Н.Г. обратилась в пенсионный орган за назначением трудовой пенсии по старости с 3 февраля 2007 г, предоставив все необходимые документы, включая трудовую книжку. В 2021 г. Пресновой Н.Г. стало известно, что период работы с 10 июня 1992 г. по 2 сентября 1996 г. не был включен, так как требовалось подтверждение справкой с места работы, однако ее об этом не уведомили. Лишь с 29 июня 2021 г. был произведен перерасчет пенсии с учетом этого периода, но не с момента назначении пенсии.
На момент назначения Пресновой Н.Г. пенсии, порядок назначения пенсии по старости был установлен и регламентирован Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений).
Пункт 2 статьи 30 названного Федерального закона предусматривал, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Часть 1 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ устанавливала, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Согласно части 2 указанной статьи, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Согласно части 3 статьи 19, в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ, перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ постановлением Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года за N 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в соответствии с пунктом 2 которого, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны были быть приложены в числе иных документы о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
Согласно п.п. 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 05.05.1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции указанные положения норм материального права применил не правильно, сделал необоснованный вывод, что пенсионный орган был лишен возможности определить наиболее выгодный вариант расчета пенсии истцу без предоставления справки о зарплате за спорный период, в связи с чем, отсутствует его незаконное бездействие.
Судом первой инстанции на основании материалов пенсионного дела установлено, что пенсионный орган при обращении Пресновой Н.Г. в 2007 года с заявлением о назначении пенсии не разъяснил истцу право на предоставление сведений о заработной плате за весь период ее трудовой деятельности до 31.12.2001 г, то есть не выполнил свою обязанность по информированию о праве на расчет пенсии по наиболее выгодному варианту, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для возложения обязанности на гражданина по непредставлению необходимых документов.
Таким образом, Преснова Н.Г. на момент первоначального обращения в пенсионный орган за назначением пенсии имела право на получение пенсии в большем размере, однако не располагала необходимыми документами, подтверждающими данное право, и не имела возможности их представить, ввиду не разъяснения пенсионным органом необходимости представления таких документов.
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных подпунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены решения Сормовского районного суда г. Нижний Новгород от 26 мая 2022 года, поскольку суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права к отношениям сторон, на основании чего пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 сентября 2022 года отменить.
Решение Сормовского районного суда г. Нижний Новгород от 26 мая 2022 года оставить в силе.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.