Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестерова Владимира Павловича к военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Нестерова Владимира Павловича
на решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 6 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 11 августа 2022 г.
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д,
УСТАНОВИЛА:
Нестеров В.П. обратился в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области о перерасчете пенсии, взыскании компенсации морального вреда.
Решением Фрунзенского районного суда г.Саратова от 6 мая 2022 г. в удовлетворении исковых требований Нестерову В.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 11 августа 2022 г. решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 6 мая 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Нестерова В.П. - без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Нестеров В.П. просит отменить решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 6 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 11 августа 2022 г, ссылаясь на нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, на основании рапорта от 23 марта 1994 года Нестеров В.П. приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом от 10 августа 1994 года N л/с уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному абз.2 ч.3 ст. 57 Закона Российской Федерации от 11.02.1993 года N4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", и исключен из списков личного состава со снятием со всех видов обеспечения приказом Врио начальника 611 военного представительства Минобороны от 08 сентября 1994 года N63.
Как следует из личного дела военнослужащего N N, с ДД.ММ.ГГГГ Нестеров В.П. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
Выслуга лет Нестерова В.П. на военной службе в календарном исчислении по состоянию на 08 сентября 1994 года (на день исключения из списков личного состава) составляет 24 года 01 месяц 7 дней, в льготном исчислении - 27 лет 3 месяца 20 дней.
Выплата пенсии истцу производится из оклада по последней штатной должности "ведущий инженер 611 военного представительства" по 20 тарифному разряду, воинскому званию "капитан 2 ранга" и ежемесячной надбавки за выслугу лет (31 год в льготном исчислении) в размере 40 процентов.
Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии Нестерову В.П. в соответствии со ст.43 Закона N 4468-1, с 1 января 2022 года составляет 74 % от размера указанного денежного довольствия.
На основании ст.14 Закона N 4468-1 пенсия за выслугу лет 27 лет установлена Нестерову В.П. в размере 71 % соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст.43 указанного закона.
Расчет выслуги лет на пенсию истца, составленный 28 апреля 2018 года Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, произведен в соответствии с действующим законодательством.
Основанием для составления нового расчета выслуги лет на пенсию Нестерову В.П. послужило письмо штаба Тихоокеанского флота о начале работы реактора на ТАРК "Фрунзе", где проходил военную службу истец в период с 30 апреля 1982 года по 24 октября 1989 года, так как в соответствии с абз. 3 подл, "г" п. 3 Постановления N 941 в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы военнослужащим засчитываются на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца периоды службы на подводных лодках (кроме указанных в подп."а" п.4 настоящего Постановления) в период нахождения их в строю - на условиях, определяемых Министерством обороны РФ.
На основании данного расчета выслуги лет от 28 апреля 2018 года Военным комиссариатом области Нестерову В.П. был произведен перерасчет пенсии за выслугу 27 лет с 01 августа 2018 года и произведена доплата разницы в пенсии с 23 января 2017 года по 31 июля 2018 года в размере 21351, 21 руб, а также направлено распоряжение в банк о выплате пенсии в новом размере с 01 августа 2018 года в размере 27 627, 34 руб. С 01 января 2022 года по настоящее время размер пенсии истца составляет 31 534, 19 руб. в месяц.
В период с 20 августа 1975 года по 05 января 1990 года Нестеров В.П. проходил службу в должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и катеров, периоды исполнения данных должностей засчитываются в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки в льготном порядке.
Перерасчёт ежемесячной надбавки в размере 40 % был произведен военным комиссариатом Саратовской области с 01 ноября 2014 года и Нестерову В.П. произведена доплата разницы в пенсии за период с 01 июля 2002 года по 31 октября 2014 года в размере 231315, 12 руб. (распоряжение N167 от 17 октября 2014 года).
Таким образом, выслуга лет истца в льготном исчислении для выплаты пенсий составляет 27 лет, а для выплаты надбавки в льготном исчислении (входящей в расчёт пенсии) - 31 год.
В связи с этим в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии Нестерову В.П. включена ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 40% (при выслуге 25 лет и более), а пенсия за выслугу лет в соответствии с пунктом "а" статьи 14 Закона N 4468-1 установлена в размере 74% от размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионное обеспечение истца с учетом произведенного перерасчета ежемесячной надбавки в размере 40% осуществлено ответчиком в полном соответствии с требованиями закона, с учетом статуса истца и с учетом изменений, внесенных в законодательство о пенсионном обеспечении лиц, к числу которых относится истец. Исчисление выслуги лет для назначения пенсии и для определения размера процентной надбавки за выслугу лет производится в различном порядке. При этом ухудшения прав истца в данном случае не произошло, о чем свидетельствуют имеющиеся в личном деле сведения о перерасчете пенсии и о размере выплачиваемой истцу пенсии.
Суд первой инстанции также указал, что исчисление выслуги лет для назначения пенсий и для определения размера процентной надбавки за выслугу лет производится в различном порядке. Ежемесячная надбавка за выслугу лет установлена не к денежному довольствию военнослужащего, а к окладу денежного содержания, являющегося составной частью денежного довольствия, в связи с чем оснований для перерасчета пенсии истца не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что доводы жалобы о том, что в силу подп. "б" п. 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 пенсия Нестерову В.П. подлежит назначению с учетом оклада по должности старшего помощника командира атомного надводного корабля, для которой установлен 26-27 тарифный разряд, и пенсия должна быть установлена в размере 83% соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 Закона N 4468-1, что в денежном выражении составляет от 30373 руб. до 30915 руб, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как данные требования выходят за пределы предъявленных исковых требований.
Вместе с тем, данные выводы сделаны с нарушением норм материального и процессуального права по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение Нестерова В.П. по линии Министерства обороны Российской Федерации осуществлялось с 1996 года на Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, и семьи этих лиц.
Частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-I определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Пунктом "а" части 1 статьи 11 и статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Положение о Министерстве обороны Российской Федерации), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609 (далее - Положение о военных комиссариатах), определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах), реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (подпункт 40 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).
Ранее действующим правовым регулированием (пункт "б" статьи 144, статья 148 Положения "О порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 1994 г. N 350, пункты 2, 12 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372, пункты 2, 6, подпункты 40, 41 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132) военным комиссариатам предписывалось выполнение аналогичных задач в сфере пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-I предусматривает, что пенсии военнослужащим, назначаемые по его нормам, исчисляются из оклада по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного предписания Советом Министров - Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 г. принято Постановление N 941, пунктами 8 и 9 которого установлено, что все составляющие денежного довольствия, исходя из специфики военной службы, учитываются на дату увольнения военнослужащего, так как к этому моменту оно обычно достигает максимального размера, благодаря чему обеспечиваются и максимальные размеры пенсий.
Согласно пп. "а" п. 9 Постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в порядке, предусмотренном п. 8 настоящего Постановления включается уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
В соответствии с абз. 2 пп. "а" п. 9 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях полковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, для офицеров, переведенных по состоянию здоровья или возрасту на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.
Для разрешения вопроса о праве истца на получение пенсии при последующем увольнении с военной службы, исходя из оклада по штатной должности, которую он занимал до перевода на должность с меньшим должностным окладом, необходимо установление следующих юридически значимых обстоятельств: факт перевода на должности с меньшим должностным окладом; факт перевода по одному из оснований: по состоянию здоровья или возрасту; наличие на день перевода выслуги, дающей право на пенсию за выслугу лет.
Судом установлено и видно из материалов дела, что Нестеров В.П, обращаясь в суд с настоящим иском о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, указывал на то, что перерасчет ему пенсии за выслугу лет с учетом оклада по должности старшего помощника командира атомного надводного корабля, а также с учетом сведений о пуске атомных реакторов на тяжелом атомном ракетном крейсере "Фрунзе" должен быть осуществлен за весь период нарушения его пенсионных прав, ссылаясь на вину военного комиссариата в неисполнении обязанности по перерасчету размера его пенсии.
В силу статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-I (в редакции, действующей на 1 января 1997 г.) при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 названного закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Федеральным законом от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2011 г, и эта статья изложена в следующей редакции: "Перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии."
По смыслу приведенной нормы, перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров.
Частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).
Исходя из изложенного выше обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, возложены на Министерство обороны Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство обороны Российской Федерации через свои территориальные органы - военные комиссариаты - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.
Следовательно, граждане, уволенные с военной службы, при обращении в военный комиссариат по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах в связи с изменением пенсионного законодательства, и этому праву корреспондирует обязанность органов военного комиссариата в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
В случае невыполнения пенсионным органом (военным комиссариатом) названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, уволенного с военной службы, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера его пенсии в сторону увеличения, данный гражданин имеет право на выплату неполученных сумм пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию или приобретение права на ее перерасчет, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии или ее перерасчета, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный с военной службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Нестерова В.П. о перерасчете пенсии за спорный период приведенные нормативные положения в их взаимосвязи, в том числе об обязанности военных комиссариатов разъяснять гражданам, уволенным с военной службы, вопросы их пенсионного обеспечения, не применили.
В обоснование своих выводов об отказе в удовлетворении исковых требований Нестерова В.П. судебные инстанции ограничились формальным указанием на то, что перерасчет пенсии осуществлен военным комиссариатом Саратовской области в 2018г. соответствии с законом с учетом перерасчета ежемесячной надбавки в размере 40%, а также указали, что доводы о том, что пенсия должна быть установлена в размере 83% соответствующих сумм денежного довольствия с учетом оклада по должности старшего помощника командира атомного надводного корабля выходят за пределы заявленных исковых требований.
Между тем в рамках рассмотрения настоящего спора судам было необходимо учесть, что Нестеровым В.П. заявлены исковые требования о восстановлении пенсионных прав, при необходимости, уточнить у истца конкретные основания иска, и, учитывая социальную значимость спора установить причины того, почему столь длительное время Нестеров В.П, проходивший военную службу на ТАРК "Фрунзе" после начала работы атомных реакторов в связи с чем выслуга лет должна быть ему исчислена на льготных условиях, что повлекло перерасчет пенсии, был лишен гарантии материального обеспечения в положенном ему объеме и соответствующего уровня достатка.
Кроме того, судам следовало установить в связи с чем при назначении Нестерову В.П. пенсии не был учтен подп. "б" п.9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. N941 и дать оценку действиям ответчика по соблюдению обязанности разъяснить истцу право на пенсионное обеспечение в положенном ему размере и с учетом всех обстоятельств правового регулирования.
Нестеров В.П. в исковом заявлении и в апелляционной жалобе приводил доводы о том, что он имеет право на иной расчет выслуги лет и размер пенсии с даты ее назначения.
Этим доводам Нестерова В.П. суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным отношениям, в частности части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N4468-I (сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком).
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Нестерова В.П. о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии не могут быть признаны правомерными, они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права при формальном подходе к рассмотрению настоящего дела, связанного с правом гражданина на пенсионное обеспечение, что недопустимо при разрешении спора такой категории.
С учетом приведенного состоявшиеся по делу решение и апелляционное определение нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены обжалуемых актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 6 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 11 августа 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Фрунзенский районный суд г.Саратова.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.