Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, рассмотрев без проведения судебного заседания
частную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области на определение судьи Калининградского областного суда от 7 июля 2022 года по административному делу N 3а-140/2022 по административному исковому заявлению ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области о признании недействующим пункта 3.4.7 тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2022 год (в редакции от 31 января 2022 года), которым отказано в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд Калининградской области,
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ "Детская областная больница Калининградской области" обратилось в Калининградский областной суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что установленная пунктом 3.4.7 тарифного соглашения обязанность по использованию кодов Z51 (другие виды медицинской помощи) и Z51.8 (другие уточненные виды медицинской помощи) в качестве основного диагноза по МКБ-10 для целей оплаты медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара исключительно по критерию приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения помимо средств фонда обязательного медицинского страхования независимо от наличия у пациента иного основного заболевания по МКБ-10, по поводу которого лечащим врачом предписано применение соответствующих лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, не соответствует положениям законодательства об охране здоровья граждан, в частности, нормам о медицинских показаниях для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (статья 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказ Минздрава России от 2 декабря 2014 года N 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи) и требованиям об оказании медицинской помощи в соответствии с установленными порядком и стандартами оказания медицинской помощи (которые не разработаны применительно к оказанию специализированной медицинской помощи детям при выявлении факторов, отнесенных МКБ-10 к рубрикам Z00-Z99 МКБ-10), а в случае искажения для целей формирования группы КСГ в документации медицинской организации основного клинического диагноза, по поводу которого пациенту оказана медицинская помощь в стационарных условиях, - также нормам законодательства о лицензировании медицинской деятельности.
Оспариваемая норма, как указывает административный истец, нарушает его право на осуществление деятельности по оказанию медицинской помощи в правовом поле, то есть в соответствии с требованиями законодательства в сфере охраны здоровья граждан.
По мнению административного истца, обеспечение баланса в системе финансирования медицинских организаций в случае приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения помимо средств фонда обязательного медицинского страхования подлежит обеспечению не путем указания в медицинской документации в качестве основного заболевания кодов Z51 и Z51.8 в отличие от установленного пациенту основного клинического диагноза, а посредством установления в тарифном соглашении механизма неоплаты не понесенных медицинской организацией расходов на приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, например, путем выделения подгруппы в составе КСГ и (или) установления понижающего коэффициента относительной затратоемкости, отличного от коэффициента относительной затратоемкости по КСГ, с учетом основного клинического диагноза и одновременно - фактического объема затрат медицинской организации.
В процессе рассмотрения спора по существу представителями Министерства здравоохранения Калининградской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области заявлено ходатайство о передаче настоящего дела по подсудности в Арбитражный суд Калининградской области, полагая оспариваемый в части правовой акт, равно как и тарифное соглашение в целом ненормативными правовыми актами, проверка законности которых отнесена к подсудности арбитражного суда, который ранее рассматривал подобные дела в процедуре, установленной для оспаривания решений органов, наделенных публичными полномочиями.
Определением судьи Калининградского областного суда от 7 июля 2022 года в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности в арбитражный суд отказано.
Не согласившись с указанным определением, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Калининградской области подана частная жалоба.
В обоснование доводов жалобы Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Калининградской области со ссылкой на статью 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" указано, что оспариваемое административным истцом Тарифное соглашение не обладает признаками нормативного правового акта, поскольку установлен закрытый перечень лиц, на которых распространяет свое действие Тарифное соглашение, так как оно обращено к определенным участникам. Положения Тарифного соглашения, регламентирующие способы и размер оплаты медицинской помощи, никоим образом не влияют на право застрахованного лица на бесплатное оказание ему медицинской помощи в объеме, предусмотренном программой государственных гарантий, а оспариваемый пункт 3.4.7 не ограничивает доступность застрахованных лиц на получение медицинской помощи. Кроме того, нормативно не закреплено, что Тарифное соглашение в системе ОМС подлежит официальному опубликованию.
Указывает автор частной жалобы и на то, что фактически спор носит экономический характер, так как административный истец не согласен с суммой оплаты за оказанную услугу по введению лекарственного препарата.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции, в частности на определение суда по вопросам, связанным с передачей дела по подсудности, в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 указанного выше Кодекса, без проведения судебного заседания.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, исследовав материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении ходатайства заинтересованного лица о передаче настоящего дела по подсудности в Арбитражный суд Калининградской области, суд первой инстанции руководствовался пунктом 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и исходил из того, что при принятии административного искового заявления нарушений правил подсудности не допущено.
Суд апелляционной инстанции находит данные суждения суда первой инстанции обоснованными.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (статья 46); никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47, часть 1).
В силу требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из названных положений, подсудность дел определяется законом, в котором закреплены критерии, в нормативной форме предопределяющие, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное дело, что позволило бы суду, сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе.
Согласно пункта 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Согласно разъяснениям пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При этом признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 года N 17-П и от 31 марта 2015 года N 6-П).
30 декабря 2021 года Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - Комиссия) согласовано Тарифное соглашение в сфере ОМС на территории Калининградской области (далее - Тарифное соглашение).
Решением Комиссии от 31 января 2022 года N 1 внесены изменения и дополнения в текст Тарифного соглашения, в частности: раздел II "Способы оплаты медицинской помощи", главу 3 "Способы оплаты медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ)" дополнены пунктом 3.4.7 следующего содержания: "В случае предоставления пациентом или иной организацией лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, приобретенных за счет иных источников (льготное обеспечение, гуманитарная помощь и прочее), в качестве основного диагноза по МКБ-10 для формирования группы КСГ использовать код Z51 и Z51.8, группа st36.004".
Статьей 1 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) установлено, что настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание положения пунктов 1, 4 Порядка ведения реестра расходных обязательств Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 29 января 2015 года N 35, договоры (соглашения), на основании которых предоставляются средства из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, являются особыми видами нормативных правовых актов.
Оспариваемое Тарифное соглашение регулирует правоотношения участников системы ОМС Калининградской области, возникающие при расчете за медицинскую помощь, оказываемую в соответствии с территориальной программой ОМС застрахованным на территории Калининградской области лицам, а также для расчетов за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями лицам, застрахованным на территории иных субъектов Российской Федерации, по видам и условиям медицинской помощи, установленным базовой программой ОМС.
С учетом изложенного, суд верно указал, что оспариваемая норма затрагивает права неопределенного круга лиц и рассчитана на неоднократное применение.
Вопреки доводов частной жалобы неопределенность круга лиц, как признак нормативного правового акта означает отсутствие их индивидуализации в самом нормативном правовом акте. Тарифы, установленные настоящим Тарифным соглашением, применяются для расчетов за медицинскую помощь, оказываемую в соответствии с территориальной программой ОМС застрахованным на территории Калининградской области лицам, а также для расчетов за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями лицам, застрахованным на территории иных субъектов Российской Федерации, по видам и условиям медицинской помощи, установленным базовой программой ОМС.
В рассматриваемом случае субъектами, на которых направлено действие оспариваемых норм, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц, к которым относятся не конкретные территориальные фонды, медицинские организации, страховые медицинские организации, а лица, правоотношения между которыми должны быть урегулированы Тарифным соглашением.
То есть лица, участвующие в регулируемом правовой нормой правоотношении, не могут быть заранее персонально определены. Неопределенность круга лиц в данном случае заключается в том, что устанавливаемые актом правила поведения не привязаны к конкретным учреждениям, а распространяются на всех.
Как верно отметил суд, положения Тарифного соглашения применяются неоднократно, поскольку данный акт не носит разовый характер, не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитан на реализацию всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные Тарифным соглашением, не содержит указания на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта.
Названный акт определяет тарифы для расчетов за медицинскую помощь, является обязательным к исполнению участниками данных правоотношений при оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС застрахованным на территории Калининградской области лицам, а также для расчетов за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями лицам, застрахованным на территории иных субъектов Российской Федерации, по видам и условиям медицинской помощи, установленным базовой программой ОМС.
С учетом изложенного, доводы частной жалобы о ненормативном характере Тарифного соглашения не могут быть признаны состоятельными.
Таким образом, выводы суда о нормативном характере оспариваемого соглашения, а, следовательно, отсутствии оснований для передачи административного дела по подсудности в арбитражный суд являются правильными. Настоящее административное дело подлежало рассмотрению по существу в Калининградском областном суде.
В силу требований части 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку таких нарушений судом первой инстанции допущено не было, оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Калининградского областного суда от 7 июля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья (подпись) О.Н. Ефремова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.